18+: как мы отдыхали в 2013-м


Концерты любимых рок-групп, открытие зала IMAX и закрытие «Сити-парка», День города и главное музыкальное событие лета — «Афиша Нового Калининграда.Ru» вспоминает самые яркие события уходящего года.

Дубль года


Так уж случилось, что свой первый в 2013 году концерт в рамках тура «Чайки на крышах», стартовавшего годом ранее, группа «Brainsorm» сыграла в Калининграде 16 февраля. Несмотря на то, что выступление анонсировалось активно и заблаговременно, в «Сити-парке» собралось не самое большое количество поклонников. Правда, никто, кроме организаторов, не расстроился — концерт, изначально заявленный как презентация нового альбома, быстро превратился в вечер исполнения хитов. Незадолго до выступления в интервью «Афише Нового Калининграда.Ru» музыканты рассказали, что в России их до сих пор удивляют высокие заборы вокруг частных домов и грязные машины, однако все равно в нашей стране они чувствуют себя комфортнее, чем на Западе. Наверное, потому, что русский язык знают с детства. В общем, то ли сказались отсутствие языкового барьера и теплая атмосфера в зале зимой, то ли сыграла роль сумма гонорара, но в конце октября латыши приехали в столицу «самого западного» еще раз — закрывать региональный этап эстафеты Олимпийского огня. 

Музыканты группы «Brainstorm» о том, что их удивляет в России: 

Удивляют заборы вокруг частных домов. У вас они очень серьезные. И знаете, еще одна интересная вещь: такое ощущение, что у вас осадков намного больше, чем на Западе. Грязь, которая на машинах и на улицах, — на Западе этого нет. Вот это, наверное, самое большое различие. Но мы не знаем, почему это так.

Снова «Руки Вверх»


Да-да, 1 марта в переполненном концертно-развлекательном комплексе «Сити-парк» вновь выступил любимый певец школьниц прошлого столетия Сергей Жуков. Как и год назад, с помощью немудреных хитов, известных большинству собравшихся наизусть, исполнитель вверг зрительниц в состояние, близкое к экстазу, и подивился обилию в зале представителей сильного пола. Это было в конце 90-х — начале 2000-х годов: молодые девочки напевали «Солнышко в руках» группы «Демо», стадали под «Ты бросил меня» группы «Стрелки» и влюблялись под «Алешку» группы «Руки вверх». Это песни детства рожденных в конце 80-х: на закате Советского союза, но на рассвете новой жизни. Сейчас тем мальчикам и девочкам где-то между 20-ю и 30-ю, но они не прочь вспомнить свое детство, даже несмотря на то, что сейчас эти песни кажутся смешными, а рифмы банальными. Ну, а местные промоутеры совсем не против заработать на нашей сентиментальности немного денег.

Традиции года


В Международный женский день поздравить калининградок с праздником приехали гости из Питера. «Сурганова и оркестр» по старой доброй традиции выступили в Доме искусств, представив поклонникам большую и разнообразную программу «Редкий концерт», приуроченную к десятилетнему юбилею коллектива. Главной темой этого вечера была любовь. И в первую очередь — любовь к женщине. Со свойственной ей интеллигентностью и теплотой Светлана Сурганова за весь вечер не раз обратилась к «милым дамам», благодаря их за то, что пришли, и поздравляя с праздником. Казалось, что именно для женщин, так трепетно относящихся к поэзии, был подготовлен этот «Редкий концерт»: песни на стихи классиков дополняли их же произведения, которые Сурганова декламировала со сцены «с чувством, толком и расстановкой», как будто бы за ее плечами, как минимум, курсы актерского мастерства. Поэзию Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Бродского и Лорки она иногда приправляла произведениями современников, а там, где высокая поэзия заканчивалась, исполнительница, опять же традиционно, принималась заигрывать с женской частью зала. Овации и крики «Браво» звучали на протяжении всех 2 часов выступления, а под конец, перед тем, как музыканты исполнили на бис «Белую песню», зрители, будто сговорившись, поприветствовали их стоя, поставив, тем самым, высшую оценку этому концерту.

Здесь не курят


Днем позже в «Ситипарке» выступил сербский «The No Smoking Orchestra», известный, кроме прочего, тем, что на гитаре там играет режиссёр Эмир Кустурица, которому в связи с ухудшением здоровья основателя коллектива Нелле Карайлича пришлось временно взять на себя обязанности лидера «некурящего оркестра». На встрече с представителями местной прессы Кустурица, в частности, сообщил, что кино и музыка, по его мнению — это одно и то же, человечество находится под угрозой конфликта христианского и антихристианского учений, а большинство голливудских фильмов является антихристианской пропагандой, так как понятия добра и зла там искажены. Впрочем, до конца света нам, несмотря ни на что, еще далеко. Концерт же оказался больше, чем концертом: кроме известных всем поклонникам «Черной кошки, белого кота» и «Жизни как чуда» песен, музыканты устроили настоящее шоу — с фокусами, трюками, игрой на скрипке в любых возможных позах и танцами с поклонницами.

Эмир Кустурица о христианстве в кино:

Я полгода назад сказал, что человечество находится под угрозой конфликта антихристианского и христианского учений. И кино никогда не останется в стороне от этой проблемы. Оно совмещает в себе элементы одного и второго. В сущности, большинство голливудских фильмов является антихристианской пропагандой, так как понятия добра и зла там искажены. Для них добро и зло — это одно и то же. Я люблю голливудские фильмы 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов прошлого века. Мои любимые режиссеры — Фрэнк Капра, Эрнст Любич и другие. Тогда Голливуд был центром мирового идеализма. А теперь он ничто. Это просто сила, но сила пустая, без содержания.

Вклад года


15 марта в Калининграде в очередной раз выступили De Phazz — немецкая лаунж-группа из Гейдельберга, основанная Питом Баумгартнером в 1997 году. Впервые DEstination PHuture of jAZZ («предопределение будущего джаза» — прим. «Афиши Нового Калининграда. Ru») дали концерт в нашем городе на фестивале «Дон Ченто Джаз» в 2007 году, а данный приезд, на этот раз — с презентацией альбома Audio Elastique, стал для них третьим по счету. Вокалисты Карл Фриерсон и Пэт Эпплтон по очереди сменяли друг друга на сцене, изредка радуя зрителей совместными номерами и еще реже — неким подобием танцев, ограничиваясь периодической сменой гардероба (Пэт) либо небольшими его видоизменениями (Карл). Вообще, назвать даже самую быструю из прозвучавших в тот вечер композиций De Phazz зажигательной вряд ли у кого язык повернется, и больше всего происходящее в клубе напоминало весеннюю сессию «Калининград Сити Джаза»: публика постарше чинно расселась на «ступенях» клубного амфитеатра, многочисленная молодежь заняла танцпол, а из VIP-сектора на балконе за происходящим внизу наблюдал бессменный президент джазового фестиваля Владимир Кацман. Однако Андрей Левченко, предваряя выступление немцев, поспешил создавшееся впечатление развеять, подчеркнув, что концерт De Phazz в Калининграде — вклад «Вагонки» в празднование года Германии в России. Но присутствовавшим было по большому счету все равно: если, к примеру, через год «Вагонка» захочет сделать вклад в год Италии и пригласит Montefiori Cocktail, никто не расстроится.

Всем сестрам по серьгам


Еще в марте в рамках Фестиваля традиционной американской музыки в Калининградской областной филармонии выступили The Quebe Sisters Band — коллектив из Техаса, исполняющий вестерн-свинг, поджанр американского кантри. На протяжении почти двух часов девчонки со скрипками — сестры Грейс, София и Хальда Квейби, гитарист Джой МакКензи и контрабасист Дрю Фелпс развлекали публику, пришедшую в концертный зал, малознакомыми мелодиями американского фольклора и столь же неведомыми российскому слушателю сочинениями заокеанских композиторов. Оказалось, что вестерн-свинг — очень ритмичная танцевальная музыка, в основной своей массе — веселая, хотя в сет-листе The Quebe Sisters Band и случилось несколько баллад. Они, впрочем, были не особенно печальны и неплохо гармонировали с остальным репертуаром группы — слез из глаз расчувствовавшихся слушателей в этот вечер никто выжимать не собирался. Фонтанирующего потока экспрессии со сцены и эмоций, бьющих через край, однако же, тоже не наблюдалось — судя по всему, сестры чувствовали себя в полной мере гостями, в чем, кстати, довольно быстро признались.

Кинотеатр года


В конце апреля в свежеотстроенном атриуме «Берлин» Торгового центра «Европа» открылся первый в Калининграде и двадцать пятый в России зал IMAX мультиплекса сети кинотеатров «Синема Парк». Помимо IMAX’а там же открылись два зала повышенной комфортности — молодежный «Jolly» и камерный «Relax», — а также зал пока еще эксклюзивного для России формата 4DX, задействующего практически все органы чувств зрителя с помощью движений кресел и других спецэффектов, включающих порывы ветра, потоки воздуха и брызги воды, разнообразные ароматы, а также использование генераторов тумана и стробоскопов. Вопреки опасениям коллег по бизнесу, «Синема Парк» сложившийся рынок проката не взорвал, установив практически такие же цены на билеты, однако серьезно поднял планку качества и разнообразности кинопоказов. В том числе благодаря 27-метровому экрану, на котором одно удовольствие — смотреть «Гравитацию» или нового «Хоббита», а также «Летнему театральному фестивалю», в рамках которого калининградцы несколько месяцев имели возможность смотреть лучшие театральные постановки мира в прямом эфире.

Вице-президент корпорации IMAX Джон Шрайнер о предпочтениях россиян:

Во-первых, русские очень любят 3D, во-вторых, они любят семейное 3D. Поэтому вся анимация, например, DreamWorks (американская кинокомпания, занимающаяся разработкой, продюсированием и прокатом фильмов и анимации — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») очень популярна в России, гораздо популярнее, чем в других странах мира. Еще русские очень любят фэнтези, конечно, но в целом — да, есть уклон в 3D.

Стартап года


18 апреля в десять часов вечера на Университетской, 2 кипела жизнь — в рамках дней БФУ им. И. Канта организаторами прошлогодней «Biblionight» был предложен совершенно новый студенческий проект — «StART Nigth». В течение двух часов двери университета были открыты для всех желающих заглянуть внутрь и «окунуться в атмосферу европейской культуры и традиций». На растерзание публике были отданы три этажа здания. На первом посетителей ждали лекции любимых и популярных профессоров, короткометражное кино, авторские читки и презентация сборника студенческой поэзии «Перотехника», прямо в центральном холле танцевали колоритные персонажи из произведений европейских писателей, но основная масса студентов сразу двинулась наверх, где стены буквально ломились от наплыва молодежи. Ажиотаж у студентов вызвал «Квест по Европе». Несколько станций с загадками о странах собрали возле себя столько людей, что было по-настоящему жарко в прямом смысле слова. В общем, с просьбой администрации университета «чтобы все как у всех, но не как обычно», ребята, организовавшие первую европейскую ночь, справились. Чем удивит следующая университетская ночь, пока остается только догадываться.

Закрытие года


Эпоха рок-н-ролльной площадки «Сити-парка» завершилась в субботу, 11 мая, великолепным концертом культовой рок-группы «Сплин». О том, что одна из крупнейших концертных площадок города в ближайшее время прекратит свою работу, стало известно месяцем ранее. «Причина простая — экономический фактор, — сказал тогда „Афише Нового Калининграда.Ru“ владелец площадки Александр Емельянов, комментируя причины закрытия. — Осенний сезон, к примеру, был провален по всем форматам: мы сняли два концерта, потому что не продавались билеты. А четыре концерта в год никакой зал экономически не выдержит». Промоутер Вадим Александров, посетовав на отсутствие в городе альтернатив «Сити-парку», владельца КРК поддержал, отметив, что «долгое время этот уважаемый бизнесмен содержал Дом культуры», и предложил создать концертную площадку на территории какого-либо неиспользуемого промышленного объекта. «Я готов обратиться к властям с подобной гражданской инициативой», — заявил нам тогда продюсер, но дальше слов дело пока так и не пошло. Свято место, как известно, пусто не бывает, и звание главной концертной площадки города сегодня примеряет на себя дворец спорта «Янтарный». Однако прекрасное время эпохальных по провинциальным меркам концертов, судя по всему, окончательно кануло в лету.

Промоутер Вадим Александров о закрытии «Сити-парка»:

Если мы говорим о закрытии «Сити-парка», то ничего, выходящего за рамки обычной жизни не произошло. За исключением того, что его владелец устал от низкой рентабельности заведения. Я его прекрасно понимаю. Потому что концерты в «Сити-парке» проходили в среднем раз в месяц-полтора, в остальное время это был роликовый каток. Этот бизнес, я имею в виду роликовый каток, не является очень прибыльным. «Сити-парк» — огромное помещение, которое обустроено, оборудовано, отапливается, освещено, то есть, это прекрасный коммерческий объект. Понятное дело, что собственник — профессионал в бизнесе, и он прекрасно понимает, что здание можно использовать в других целях и зарабатывать гораздо больше денег. Практически долгое время этот уважаемый бизнесмен содержал Дом культуры.

Провал года


В канун Международного дня музеев, с 17 на 18 мая в Калининграде состоялась очередная, восьмая по счету «Музейная ночь». Однако о том, что музейная ночь во всем мире — это прежде всего акция с целью показать потенциал современных музеев и привлечь в них посетителей и молодежь, никто из калининградских музейщиков, похоже, не вспомнил. Практически весь потенциал Историко-художественного музея, Музея янтаря, «Блиндажа», Королевских, Фридрихсбургских ворот и других учреждений культуры свелся к тому, чтобы поработать допоздна и сделать кассу на хот-догах, танцах, концертах, файер-шоу и прочем балагане вместо по-настоящему современной активной работы со зрителем. Проблему отчасти признала и министр культуры Калининградской области Светлана Кондратьева, которая, отвечая на вопросы пользователей социальных сетей, отметила, что, объехав в «Музейную ночь» подконтрольные ведомству учреждения культуры, испытала «ощущение того самого дня сурка», и согласилась, что формат мероприятия надо «полностью менять». Насколько серьезные перемены нас ожидают, покажет время.

Региональный министр культуры Светлана Кондратьева о впечатлениях от «Музейной ночи»:

Мы объехали все калининградские музеи. У меня было ощущение того самого дня сурка. То, что я видела на Музейной ночи два года назад, практически повторилось и в этом году, только немного в иной интерпретации. Те же актеры, которые, видимо, вместе со мной перемещались из музея в музей, — и те же мои эмоции. На следующий день собрали директоров всех наших подведомственных музеев: Историко-художественного музея, художественной галереи и Музея янтаря, — договорились, что подходы нужно менять. И нужно создавать креативную команду, которая предложит различные варианты всем музеям. Предложили руководителям музеев съездить на длинную Музейную ночь в Берлине, которая проходит в конце августа — начале сентября, — посмотреть, как коллеги в Европе это делают. У меня такое ощущение, что в Калининграде кризис идей.

Билет на балет


5 июня в Калининграде стартовали очередные, десятые по счету «Балтийские сезоны». Открывать программу «Будущее театра» юбилейного фестиваля искусств выпала честь студентам балетмейстерского факультета ГИТИСа. Справились они со своей задачей, может, и не блестяще (хотя и старались), но не избалованная балетом калининградская публика скорее осталась довольна, нежели разочарована. Ну, а, безусловно, самым необычным и, возможно, лучшим спектаклем, показанным воспитанниками Российского университета театрального искусства в Калининграде, стал сборник танцевальных пантомим «Woo Zoo», поставленный хореографом Олегом Глушковым. Зрители на спектакле, кажется, добрую четверть часа пребывали в некоторой растерянности, не понимая, как же реагировать на происходящее на сцене, но в конце концов сполна наградили молодых актеров аплодисментами.

Бедный Йорик


В середине июня в Калининградском областном драматическом театре показали «Гамлета» в постановке Эймунтаса Някрошюса. В спектакле литовского режиссера практически все оказалось построено на метафорах, первичных элементах стихии, от которых идет начало — огонь и вода, но на сцене это были не просто знаки, а реальные субстанции: вода стекала по лицу Гамлета, таяла глыба льда под его ногами; горел настоящий огонь, о который можно было обжечься. Кое-кто описывал происходящее на сцене словом «креативненько», другие дамы выражали недоумение от сценографии: «Нет, то, что вода льется на сцене — это нормально, а то, что вот костер на сцене жгут — это неправильно», — и уходили во время первого антракта. Не досмотрев спектакль до конца, эта часть зрителей, а также те, кто поспешил покинуть зал во время овации, не увидели второго мини-спектакля, бенефиса организаторов фестиваля «Янтарное ожерелье», в рамках которого, собственно, и был показан «Гамлет»: директор Калининградской областной филармонии поименно благодарил и награждал спонсоров, произносились донельзя пафосные, в такой обстановке кажущиеся пошлыми официальные торжественные слова, с полной уверенностью, что после того, что зрители видели на сцене еще две минуты назад, это уместно и нужно. И это тот случай, когда за выступающих было стыдно и перед собой, и перед актерами.

Самый лучший день


Семьсот пятьдесят восьмой (или шестьдесят седьмой — кому как больше нравится) день города власти Калининграда решили отпраздновать с размахом. Программа праздничных мероприятий растянулась аж на четыре дня, и разобраться в ней без посторонней помощи было практически невозможно. Однако ж главные события пропустить оказалось практически невозможно. Хедлайнером праздничного концерта на День города-2013 в областном центре стал Томас Андерс. А чуть ранее «темненького из Modern Talking» на сцену поднялся свежеиспеченный почетный гражданин Калининграда Олег Газманов, который до этого на пресс-конференции пытался убедить местных журналистов, что он по-прежнему «свой», калининградский (не убедил). Зато во время короткого выступления под фонограмму Народный артист России вогнал в экстаз несколько тысяч своих «земляков». Так что Томасу Андерсу пришлось несладко. Спасла ситуацию только бессмертная «You’re My Heart, You’re My Soul». Жители города, к слову, праздником остались скорее довольны, хотя некоторые и сетовали на невозможность разобраться в той самой программе, а самым уютным мероприятием в его рамках, по нашему мнению, в итоге стал «Большой обед», впервые прошедший во дворе научной библиотеки. По соседству с «Синим шкафом»были расставлены столы, на которые каждый желающий мог принести приготовленную своими руками еду и отведать то, что принесли другие.


Калининградцы Карина и Василий о впечатлениях от Дня города:

Сегодня есть, на что посмотреть и где прогуляться — все очень продумано и на любой вкус. А вот вчера страдала организация: на концерте пауза без музыки была длиной в 30–40 минут, и никого не было на сцене.

Тусовка года


Главным событием августа, безусловно, стал восьмой международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз». Некоторые калининградцы перед его началом скептически отзывались о списке хедлайнеров этого года, но в итоге пришли туда и «наелись», кажется, абсолютно все. Редакции «Афиши Нового Калининграда.Ru» более других запомнились Алексей Козлов, сначала поразивший местных журналистов своим снобизмом, а потом ударившийся в воспоминания о временах своей молодости и местных сотрудниках КГБ, темнокожие ребята из Inner Circle, заявившие в первом же интервью на территории России о том, что на Ямайке нет проблем, и мэр города Клайпеда Витаутас Грубляускас, с трубой в руках не без успеха выдававший себя за Луи Армстронга. Самым невероятным из всех участников, конечно, был Стэнли Джордан, но его выступление, к сожалению, мало кто оценил по заслугам.

Хедлайнер «Калининград Сити Джаз-2013» Сиэнли Джордан о том, как он стал гитаристом:

Моим первым инструментом было фортепьяно. Ребенком я учился играть именно на нем и получил классическое фортепьянное образование. Пытался сочинять какие-то романтические, модерновые вещи. Моим любимым композитором был Сергей Прокофьев. В детстве я смотрел много мультфильмов, в которых очень часто звучала его музыка, и она стимулировала мое воображение — вот таким образом произошло мое знакомство с пианино. А через несколько лет у нас в семье возникли определенные трудности, и мои родители были вынуждены пианино продать. Но мне удалось добиться от них того, чтобы они купили мне хотя бы гитару.

Разочарование года


Возможно, главным разочарованием года стало долгожданное выступление на втором международном фестивале «Территория мира» всемирно известного северо-ирландского танцевального шоу «Lord of the Dance». Огромное количество зрителей, пришедших посмотреть персонально на «лордов», покидало остров разочарованными: звездные гости с туманного Альбиона уложились в тридцать минут вместе с вступлением и поклонами, за которые не успели продемонстрировать ровным счетом ничего особенного. Кажется, даже их пресс-конференция перед началом шоу-программы длилась несколько дольше. А вот украшением «Территории мира» оказалось выступление китайского национального ансамбля «China Disabled People». Уникальность грандиозного шоу, которое гости из Поднебесной устроили на сцене во второй день фестиваля, заключается в том, что все участники национального ансамбля — люди с ограниченными возможностями. Поверить в то, что столь красочные танцевальные композиции могут создавать артисты с нарушением слуха, порой было просто невозможно.

Танцоры «Lord of the Dance» о российской публике:

Когда мы в первый раз приехали в Россию, нам сказали, что люди здесь могут быть замкнутыми. Но потом выяснилось, что ваша публика — одна из самых лучших из тех, перед которыми нам приходилось выступать. Ваш прием похож на ирландский, шотландский или английский, в нем есть что-то кельтское. Реакция на наше шоу всегда очень хорошая: видно, что русские зрители ценят и получают удовольствие от ирландской музыки и танцев.

Сам себя не похвалишь…


Приз за лучшую похвалу самого себя в этом году достается директору фестиваля «Янтарный пляж», известному калининградскому промоутеру Вадиму Александрову, который в интервью «Афише Нового Калининграда. Ru» так прямо и заявил: фестиваль, мол, является самым передовым и актуальным в регионе. «У нас простой девиз, — добавил промоутер. — Самое актуальное на танцпол из песка, вот так сейчас звучит планета». В этом году, правда, в силу обстоятельств организаторы отпилили от «самого передового события» ровно половину, превратив фестиваль в однодневное мероприятие. А потом еще и заявленный ранее диджей Grooverider не смог сесть на самолет в Лондоне из-за неосведомленности служб тамошнего аэропорта о возможности получения 72-часовых экспресс-виз иностранцами, прибывающими в Калининградскую область, оставив местных любителей «актуальной» электроники без своего творчества.

Промоутер Вадим Александров о фестивале «Янтарный пляж»:

На самом деле формат фестиваля в этом году — это ровно половина того, что мы вообще хотим делать. Фестиваль еще развивается, набирает обороты. Вот пятница нами отдана под актуальный формат electronic dance music, суббота планируется под актуальную гитарную музыку. В идеале это выглядит так: допустим, Armin van Buuren в пятницу, Arctic Monkeys — в субботу. Плюс российский и локальный саппорт. Мы на самом деле еще никогда не воплощали свои идеалы, мы к ним только стремимся. Но они у нас есть.

One hit wonders


Записав гимн польским сетевым ритейлерам «Лидлу» и «Бедронке», куда сотни калининградцев еженедельно отправляются за покупками, и выложив песню в интернет, где она быстро стала популярной, музыканты группы «Паровоз» оказались на волне успеха как по эту, так и по другую сторону границы. В Польше трек быстро успели перевести на государственный язык, а музыкантов — пригласить на интервью и переговоры о возможном сотрудничестве, а в Калининграде с октября без их участия обошлось считанное количество мероприятий. В интервью «Афише Нового Калининграда.Ru» лидер «Паровоза» Тимур Титаренко заверил, что песен у него хватит «на альбомчика два с половиной или три», но ни одна из них пока, похоже не в состоянии встать в один ряд с «Бедронкой» по популярности. Тем не менее, накануне Нового года хочется верить, что на этом путь изобретателей «Петросян-регги» к всемирной славе только начинается, а «Бедронка» — лишь первый шаг на пути к популярности. Хотя бы в Польше.

Лидер группы "Паровоз" Тимур Титаренко о песне "Бедронка":

Какую-нибудь хотелось бы карточку скидок в «Лидле», естественно. Я уж не говорю о «лице „Бедронки“-2013» (смеется). То, что в Калининграде песня стартанет, не было никаких сомнений, потому что тема актуальная, в песню вложили деньги, и она записывалась хорошо, у одного из лучших наших звукорежиссеров. Все инструменты записаны живьем, наш барабанщик приносил целый рюкзак всяких перкуссий и шейкеров…

Стабильность. Из года в год


26 октября в самом западном клубе страны выступила, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день российская рок-группа. Как и год назад, Би-2 вновь собрали полный зал и, наверное, не оставили недовольными никого из тех, кто пришел на концерт, длившийся почти два часа. Однако для тех, кто был на прошлогоднем концерте группы, все происходящее на сцене стало повторением пройденного: зубодробительная «Революция», затем «Дурочка», далее — по списку. Ощущение дежавю, кольнувшее мозг вначале, усиливалось с каждой следующей песней. И разрыв шаблона произошел лишь однажды, ближе к середине выступления, когда Лева Би-2 неожиданно затянул: «Песен еще ненаписанных…». После «Кукушки» все, правда, быстро скатилось в привычное русло, с неизбежным «Моим рок-н-роллом», рассказом о трех аккордах и перебиранием слов из песен «Агаты Кристи», «Чайфа» и «Мумий Тролля» в конце, десятиминутное соло на ударных и еще пара хитов на бис — в общем, все как в прошлый раз. Но это, наверное, и неплохо. Ведь главное, как любят говорить в нашей стране, — стабильность. Стабильности Би-2, с которой они из года в год собирают полную «Вагонку» и при этом оставляют всех (ну, или почти всех) в полном восторге, можно только позавидовать.

Путешествие года


24 ноября калининградские яхтсмены Александр Горлач, Екатерина Пигулевская и Алексей Шлибанов на яхте «Мур Мур» начали трансатлантическое плавание из Лас-Пальмаса на Карибские острова в составе участников международного парусного ралли «ARC 2013». Дебют оказался вполне успешным, и 14 декабря яхта финишировала на Санта-Лючиипридя третьей из восемнадцати лодок в своем дивизионе. За 19 дней, 23 часа и 30 минут калининградская яхта преодолела 2800 миль по генеральному курсу, пережив по пути к финишу тропический шторм, попрактиковавшись в астронавигации и способах добычи альтернативных видов энергии, а также поймав тунца, которого пришлось есть весь остаток плавания. Все это время яхтсмены вели онлайн-бортовой журнал, ежедневно передавая вести с борта на сушу с помощью спутниковой связи, рассказывая о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться в пути и отвечая на вопросы пользователей. С учетом штрафного балла за время, пройденное под двигателем, калининградцы заняли двадцатую позицию среди 162 яхт круизного дивизиона, что для лодки длиной 11 метров под управлением не полностью укомплектованного экипажа — отличный результат.

На бис


24 ноября, во второй раз за два года, в Калининград с концертом приехала главная звезда отечественной рок-сцены Земфира. За неимением «Сити-парка» выбор у устроителей оказался невелик, и выступление состоялось во дворце спорта «Янтарный». Опасения поклонников насчет качества звука в спорткомплексе усилиями заезжих специалистов были развеяны — слушать (и слышать) Земфиру можно было даже сидя на пластиковом сиденье у стеночки. Но еще лучше — в первых рядах партера, где, по словам очевидцев, концерт звучал и вовсе изумительно. Певица исполнила программу из полутора десятков песен достаточно бодро, не слишком распыляясь на сантименты, но к концу выступления все же «оттаяла» и спела на бис сначала четыре, потом две, а затем и еще одну песню, заставив не привыкшую к долгим прощаниям публику то спускаться вниз, в гардероб, то подниматься из него и дослушивать концерт, стоя на ступеньках в куртках, пальто и шапках.