Год под камерами
Декларируемые открытость и готовность к вменяемой работе со СМИ новой власти не выдержали проверки реальностью.

Текст — Алексей Милованов.
К внезапному финалу своей губернаторской карьеры Николай Цуканов пришёл с полностью искорёженной медиаполитикой, целиком державшейся на скупке медийной лояльности за бюджетный счёт. Отказ от этой практики и переход на открытость и внятный диалог — то, чего от нового главы региона, заявлявшего о стремлении к «царству разума», ожидали в первую очередь. Эти ожидания рухнули с довольно громким дребезгом.
Николай Цуканов не был изобретателем схемы скупки лояльности средств массовой информации за бюджетный счёт через механизм госконтрактов на освещение работы правительства. Этим власти Калининградской области занимались минимум со времён Владимира Егорова. Однако при Цуканове система самопиара за казённые десятки миллионов рублей достигла своего апогея. А размер расходуемых на эти сомнительные цели ресурсов областной казны, соответственно, был доведён до исторического максимума. Официально в 2016 году бюджет региона потратил на «освещение деятельности» правительства около 60 млн рублей, ещё более 6 млн расходовала на это областная Дума. Однако окончательную смету определить было фактически невозможно — в большинстве министерств имелись собственные мини-бюджеты, зачастую в силу малого размера распределяемые без конкурсов.

Эта практика привела к довольно-таки абсурдной ситуации: многие издания целиком существовали за счёт государственных средств, де-юре считаясь «независимыми». Речь в данном случае не о районных газетах, исторически являвшихся придатками местных администраций и попросту не представлявших себе жизнь не за счёт налогоплательщиков. Вполне самостоятельные некогда СМИ региона благодаря позиции собственников посчитали, что отказ от остатков независимости в обмен на более-менее постоянное госфинансирование — это именно то, что нужно.

Результатом всего этого безобразия стал, во-первых, полностью перекошенный медиарынок. Те СМИ, которые получали щедрое бюджетное финансирование, продолжали изображать коммерческую активность, благодаря чему их позиции и позиции немногих выбравших иной путь масс-медиа были крайне неравными, и о честной конкуренции речь не шла. С другой стороны, перекошенным оказалось и информационное пространство — целиком находясь в зависимости от власти, издания выстраивали свою политику соответствующим образом. Критическая повестка, более-менее острые вопросы и вообще какой-либо интерес со стороны большинства редакторов и журналистов стали достоянием истории.
Николай Цуканов.
При этом Николая Цуканова подобная практика более чем устраивала. У него было универсальное оправдание стремления скупать всё больше и больше эфира и печатного пространства. На все вопросы о том, зачем так себя вести, он отвечал одно и то же: мол, без денег СМИ ничего полезного не пишут, ни о чём хорошем в работе власти не сообщают и вообще публикуют только чернуху и жареные факты.

В конце концов, Цуканов, как это обычно бывает, и сам в это поверил. Тем абсурднее выглядели ситуации, когда он, благодаря своим же действиям, оказывался в сложной медийной обстановке — в большинстве случаев это были коррупционные скандалы. В такие моменты обнаруживалось, что у губернатора и его подчинённых, ответственных за работу с прессой, полностью атрофировались навыки антикризисного пиара. И Николай Цуканов не находил ничего лучшего, чем просто убегать от неудобных вопросов пары-тройки способных задавать их СМИ. Вполне вероятно, что он не сомневался: все эти провокации есть последствия заговоров, которые плетутся его многочисленными врагами. Не могут же журналисты по собственной инициативе что-то там писать!
Если Цуканова всё же настигали, он отвечал по стандартной схеме: «впервые слышу, ничего об этом не знаю, виновные будут наказаны». Когда летом 2015 года разразился политический скандал вокруг отставки Цуканова с последующим назначением его Кремлём врио губернатора и скоропостижной отмены этого решения как «технической ошибки», Цуканов исчез из публичного пространства на пару недель.

Появившийся в Калининградской области в том же 2015 году Антон Алиханов с самого начала производил прямо противоположное впечатление. От журналистов не сбегал, на вопросы отвечал более-менее складно. Другое дело, что мало кто понимал, что этот молодой вице-губернатор в правительстве делает, и вопросов к нему, соответственно, было немного.

Когда Алиханов волею кремлёвской судьбы оказался вначале главой правительства, а затем спустя пару месяцев и временным губернатором, было полное ощущение прекрасных перемен. У него были все шансы попросту обнулить ситуацию, произвести перезагрузку, отказаться от пагубного наследия Цуканова. Перестать скупать за средства нищего областного бюджета лояльность СМИ, попробовать выправить информационное пространство, обеспечив то небольшое, что для этого нужно. Открытость, равный доступ изданий к информации и отсутствие цензуры и давления.

Этим благостным ожиданиям не суждено было реализоваться. От практики «контрактов на освещение» Алиханов отказываться не стал. «Я считаю, что если мы этот катетер с физраствором сейчас вытащим, то некоторые калининградские СМИ могут попросту умереть. Сейчас создалась ситуация, когда из, предположим, из десяти умрут восемь. Я такого не хочу. Я за перемены, я за царство разума, но разум подсказывает, что, делая резкое движение, ты рискуешь свалиться в штопор, — объяснял он в интервью «Новому Калининграду.Ru» свою позицию по этому поводу. — Мы с вами понимаем, что калининградский рынок СМИ полон симулякров. Но для многих людей это основной источник получения информации. Смерть этих симулякров лишит их этой информации». В целом — не так далеко от позиции Цуканова, даром что прежний глава региона не использовал умные термины вроде «симулякров».

В итоге Алиханов несколько сократил объемы выделяемого на эти цели бюджета и поменял схему раздачи денег изданиям. Если раньше всё это называлось «конкурсами» (при практически полном отсутствии конкуренции), то теперь деньги на публикации о работе региональных властей стали называть «грантами».

Антон Алиханов подтвердил, что правительство в следующем году намерено продолжить практику «освещения своей деятельности» в региональных СМИ за бюджетный счёт. Объём финансирования на эти цели в бюджете составляет около 50 млн рублей — примерно столько же тратил на свой пиар и Николай Цуканов. Объясняем механизм и негативные последствия скупки СМИ за бюджетный счёт при помощи коубов с медведями.
Антон Алиханов с чиновниками и СМИ.
Список получателей при этом изменился мало, зато довольно сильно поменялось соотношение выделяемых тем или иным изданиям средств. Фаворит определился довольно быстро: несмотря на молодость, бодрость и смелое владение соцсетями, Алиханов не только не отказался от телевизора как главного средства воздействия, но и усилил вливания в него. Из более чем 40 млн рублей почти 20 млн были выделены ГТРК «Калининград»; годом ранее госканал получал почти столько же, однако общие объемы выделяемых правительством денег были намного больше — почти 60 млн рублей.

Прибывший в регион незадолго до смены власти новый гендиректор ГТРК Николай Долгачёв, ветеран крымских и донбасских событий, взялся за освоение средств с огоньком — эфир, и ранее довольно сильно направленный на восхваление действий власти, теперь стал состоять из них почти полностью. На канале выбирали новый состав молодёжного правительства, устраивали прямой эфир из заброшенного Дома Советов и вообще веселились, как могли.

Вне гостелерадиоэфира Антон Алиханов вёл агрессивную, но не особо вменяемую информационную политику. Количество интервью, которые за неполный год своей работы дал врио губернатора, явно превосходит показатели его предшественников за несколько лет. Все более-менее крупные федеральные издания опубликовали откровения молодого чиновника, восторгаясь, во-первых, его молодостью, ну и всеми прочими достижениями. То, что достижений за проведённый на посту период пока что немного, никого не смущало. Какова была реальная природа этого сверхгорячего интереса федеральных медиа к Антону Алиханову, остаётся секретом.

К исходу первого года работы, с приближением выборов медиастратегия Алиханова и его команды стала походить на действия его предшественника уже до неприличия. Да, количество заявлений по самому широкому спектру вопросов остаётся сверхогромным. Однако теперь ранее способный отвечать почти на все вопросы Алиханов может позволить себе попросту отказаться от ответа. Пишите, мол, официальный запрос. Так произошло, к примеру, в ситуации со строительством баскетбольной площадки под эстакадным мостом на острове Канта, разрешение на которую сайт правительства почему-то не опубликовал. Аналогичная реакция последовала на попытку выяснить, зачем правительство решило переписать стратегию развития региона, опубликованную всего лишь год назад.

Вполне возможно, что эта осторожность, а также ставка на самые массовые медиаканалы влияния на самую же бесхитростную публику, есть временные составляющие предвыборной кампании Алиханова. Которая очевидно координируется извне, и мнение самого врио губернатора по этим поводам режиссёров кампании волнует мало.

Несмотря на сложную ситуацию с бюджетом, региональные и городские власти в 2017 году продолжили политику финансирования средств массовой информации. По предварительным расчетам, СМИ получат больше 60 млн рублей на статьи и передачи о деятельности властей, а также на опубликование нормативных правовых актов. «Новый Калининград.Ru» выяснил, кто будет в этом году писать про власти за деньги.
Но пока новый временный глава до такой степени последовательно повторяет подход к работе со СМИ старого избранного, что вполне может оказаться — ему это попросту нравится. В телевизоре ему всегда рады, основная масса журналистов глядят в рот, все улыбаются и машут. А от редких острых вопросов можно попросту уйти, да и все они лишь часть заговора врагов, а не собственная позиция медиа. Зачем тут что-то менять?