Год без закона
Идея Николая Цуканова о спецзаконе для региона была творчески развита Антоном Алихановым, но завязла в бюрократическом болоте.

Текст — Оксана Майтакова.
Одной из самых масштабных мега-идей Николая Цуканова был новый закон «О Калининградской области». Предполагалось издать для самого западного российского региона бумажку-броню, которая защитила бы экономику области от мыслимых и немыслимых пертурбаций и привлекла в область поток инвесторов.
Впервые Николай Цуканов заговорил о новом законе во время первого губернаторского срока в 2012 году, потом вернулся к нему после победы на выборах 2015 года. «Появился Крым, территории опережающего развития, свободные порты. Мы впитаем в себя самое лучшее, что есть в стране в плане правового обеспечения свободных экономических зон. Посмотрим, как развиваются зоны в Казахстане, Белоруссии, и постараемся все это перенести на территорию Калининградской области», — оптимистично заявлял экс-губернатор.

Работу над законопроектом Цуканов поручил Антону Алиханову, занимавшему на тот момент пост вице-премьера. Сначала планировалось, что область получит грандиозные преференции – планировалось, что все работодатели, которые платят своим сотрудникам высокие белые зарплаты, получат льготы по так называемым социальным платежам — взносам в Пенсионный фонд и фонды Обязательного медстрахования и соцстраха.
«Губернатор Николай Цуканов подчеркнул, что в качестве снятия ограничений, связанных с особым геополитическим положением Калининградской области, федеральный центр рассматривает, в частности, возможность предоставления региону преференций Территории опережающего развития», — рапортовала пресс-служба правительства региона в апреле 2016 года.

В первом варианте закона правительство области предлагало ввести в регионе нулевой НДС, установить пониженные налоговые ставки, направить налог на добычу полезных ископаемых в региональную казну и т.п. Однако постепенно аппетиты калининградских представителей начали урезать. В конце концов, масштабный закон «О Калининградской области» трансформировался в поправки в действующий больше 10 лет закон «Об Особой экономической зоне». Льготы по платежам в социальные фонды решили оставить только новым резидентам ОЭЗ, нулевая ставка НДС не прошла. Из всех нововведений в проекте остались только электронные визы для иностранцев и пониженный порог для новых инвесторов IT-отрасли и медицины. В каком виде законопроект в итоге попадёт на рассмотрение в Госдуму, и как сильно его обрежут на стадии обсуждения, пока непонятно. Но уже сейчас можно сказать, что мега-идея Николая Цуканова о бумажке-броне потерпела неудачу.
«Извините, а что осталось от этого закона? Мне представляется, что то оставшееся небольшое количество предложений, которые находятся еще в рассмотрении — это какие-то вещи третьего порядка важности, — откровенно заявил в марте глава ассоциации мебельщиков Михаил Майстер в эфире радиостанции «Комсомольская правда-Калининград». — Я вижу, что сегодня экономические власти региона пытаются найти какие-то точки соприкосновения, какие-то подходы при формулировании повестки, и это точно не те осколки, которые остались от того, что мы с вами называли новым законом „О Калининградской области"».

Если говорить в целом об инвестиционной привлекательности области, то тот механизм «проблемы-2016», который был внедрён при Цуканове, продолжает действовать. Правда, предприятий, заинтересованных в возвращении таможенных платежей, оказалось куда меньше, чем планировалось — в основном поддержку получает автопром.
«В принципе, резкого обвала не произошло, но такое ощущение, что идет тихое сползание в некое безвременье, — признал в конце марта бывший сенатор, бизнесмен Николай Власенко. — Нам всегда казалось, что еще чуть-чуть, еще немного — и Калининград рванет и покажет всей России, как надо работать при оптимальных условиях. <…> Если еще пять лет назад мы действительно были лидерами по созданию производств, развитию, то сейчас мы плетемся в хвосте многих российских регионов и элементарно доедаем, доживаем всё, что когда-то заработали и создали. К сожалению, пока не видно каких-то новых идей, которые позволили бы Калининграду стартовать и показать всей России, как нужно работать».

Что касается других экономических аспектов развития региона, то федеральное финансирование Федеральной целевой программы продолжает снижаться. А программа поддержки малого и среднего бизнеса в регионе урезана до минимума — предпринимателям оставили только микрокредиты, гарантийный фонд и обучение на всевозможных курсах. Промышленные парки, заложенные при Цуканове, так и не начали работать в полную силу.

Если раньше предполагалось, что область сможет достичь высокого уровня развития к 2020 году, то теперь светлое будущее хотят отложить еще на 5 лет. «Новый Калининград.Ru» разбирался, какие изменения вносят в программу.
Вряд ли все эти печальные моменты можно связать с отставкой Николая Цуканова и приходом к власти в регионе нового руководства. Но факт остаётся фактом — пока что Калининградской области особо нечем похвастать, чтобы заманить инвесторов.