Год без терминала
Реконструкция аэропорта «Храброво» — общее проклятие Цуканова и Алиханова, и конца ему пока что не видно.

Текст — Оксана Ошевская.
Возможно в Калининградской области когда-нибудь появится губернатор, которому не придётся решать проблему реконструкции аэропорта «Храброво». Для последних двух (если не считать Евгения Зиничева) она оказалась серьезным вызовом. При Николае Цуканове масштабная стройка началась, при Антоне Алиханове частично завершилась. Обоим пришлось, фигурально выражаясь, попотеть, но, судя по всему, они похожи не только этим.
История реконструкции «Храброво» началась еще перед празднованием 750-летия Калининграда-Кенигсберга. Не все старожилы помнят, что первые 200 млн рублей на ремонт взлетно-посадочной полосы выделялись из федерального бюджета при Владимире Егорове. Именно тогда, когда с инспекцией приезжал на тот момент глава Минэкономразвития Герман Греф, обозвавший калининградский аэровокзал «сараем и свинарником». Заявление, как показала история, оказалось пророческим.

В бытность Георгия Бооса, когда «КД авиа» вступала в пору расцвета, казалось, что счастье близко. Но потом авиакомпания ушла в крутое пике, и к губернаторству Цуканова, которое стартовало осенью 2010 года, аэропорт, в принципе, оставался все тем же «сараем». Однако к этому прибавились проблемы самой завершавшей свое банкротство «КД авиа». По данным на конец октября 2010 года, долги по зарплате ее сотрудникам составляли 70,8 млн рублей (пусть это куда меньше изначальных 450 млн). Тогда было не до реконструкций, хотя в целом это было время знаменитых «тучных» путинских лет.

Через год после того, как Николай Цуканов стал губернатором, конкурсный управляющий «КД авиа» выставил на торги ее имущество — две элитные квартиры в Москве и аэропортовый комплекс «Храброво», который был оценен в 381,9 млн рублей без НДС. Предполагалось, что его купит ЗАО «Аэропорт Храброво», которое являлось оператором двух кредиторов «КД авиа» — «Внешэкономбанка» и банка «Санкт-Петербург». Но тут неожиданно Цуканов заявил о том, что во время его встречи с премьер-министром Владимиром Путиным было принято другое решение. А именно: аэропортовый комплекс должны приобрести региональные власти.

В мае 2012 года Госдума одобрила выделение Калининградской области 2,2 млрд бюджетного кредита «на развитие аэропорта Храброво». Сообщалось, что деньги пойдут на реконструкцию аэропортового комплекса (при этом каким-то образом региону должны были достаться активы), а возвращать кредит федеральному бюджету будет бюджет Калининградской области. Ключевое слово во всей этой истории «возвращать», однако она все же ввергла Цуканова в состояние эйфории, и в апреле 2012-го он сделал знаменитое заявление о том, что «аэропорт должен иметь возможность к 2016 году „переваливать" 7 млн туристов» (правда, к ноябрю 2013-го желаемая цифра снизилась до 5 млн).
Аэропорт «Храброво» в 2013 году.
Однако в начале июля 2012 года стало известно, что инвестором, который займется развитием аэропорта «Храброво», будет компания «Аэроинвест», входящая в холдинг «Синдика». Она выкупила 75% акций аэропорта «Храброво» у банка «Санкт-Петербург». В сентябре Цуканов и представитель «Аэроинвеста» Сергей Крючек подписали соглашение «о создании, расширении и перевооружении» объектов транспортного назначения «Храброво». Документ закреплял обязательства инвестора по проведению масштабной реконструкции аэропорта.

«Реконструкция „Храброво" — это прорывной проект, которого жители Калининградской области ждали не один десяток лет. То, что я обещал калининградцам, сделано: здание аэропорта одевается в строительные леса. Через год в нашем регионе появится современный европейский аэропорт», — живописал через свою пресс-службу Николай Цуканов. Сергей Крючек тогда заявил, что в реконструкцию «Храброво» компанией будет инвестировано 2,4 млрд рублей. «В настоящее время поток пассажиров через калининградский аэропорт оценивается на уровне 1 млн 200 человек. Через два года, по нашим оценкам, он может вырасти до 2 млн 300», — в своих прогнозах представитель компании оказался куда более осторожен.

Что характерно, инвестор с самого начала захотел вести работы исключительно за свой счет. Поэтому 2,2 млрд бюджетного кредита зависли на областных счетах, висели там полтора года, и за это время процентов набежало на миллион долларов США по актуальному на тот момент курсу.
Аэропорт «Храброво» в 2015 году.
В феврале 2013 года обещалось, что «Храброво» будет полностью реконструирован к середине 2014 года. Однако уже в начале 2014-го сроки завершения сдвинулись на конец 2015-го (позже дата ввода в строй и вовсе перенеслась на 2017 год). Весной 2015 года региональные власти сообщили, что вообще не могут найти инвесторов аэропорта и переговорить с ними. В конце концов встретиться им удалось, и в июне в правительстве Калининградской области даже прошло открытое обсуждение очередного варианта концепции развития аэропорта, в ходе которого губернатор Николай Цуканов позволил себе довольно резкие высказывания в адрес инвесторов.

«За три года можно было уже пять таких аэропортов построить! Это же модульное строительство, наши компании такие объекты за полтора года строят! А у вас никакой конкретики. И мы понимаем, что когда говорят о сроках строительства, берут два года запаса. Это что получается, аэропорт будет готов только к 2020 году? — негодовал глава региона. — В сентябре 2015 года в регионе пройдет совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. И блеяние никому не нужно. Будут решения на государственном уровне, потому что мы срываем чемпионат мира, так как аэропорт — объект чемпионата», — заявил губернатор в июне 2015 года.

Еще через год стало известно, что 60% акций аэропорта у «Аэроинвеста» выкупил холдинг «Новапорт», что давало ему право фактически полностью распоряжаться «Храброво». Это вызвало оптимизм на федеральном уровне: событию, к примеру, порадовался вице-премьер Игорь Шувалов; тем не менее, работы практически не двигались до того момента, как процесс выкупа не оказался полностью завершен, а это произошло только к середине осени. Проблема была еще и в том, что параллельно шла реконструкция взлетно-посадочной полосы (этими работами ведало государство в лице Росавиации, потому что такие объекты является федеральной собственностью), и уже в марте 2016 года отставание составляло полгода.
В общем, к тому моменту, как врио губернатора стал Антон Алиханов, ситуация оказалась близка к критической. В октябре прошлого года глава исполнительной дирекции по подготовке к ЧМ-2018 в Калининградской области Павел Саркисов заявлял, что на ВПП не сделаны «простейшие работы» и называл ситуацию патовой. Уже тогда было понятно, что раньше первого квартала 2018 года новый аэропортовый комплекс сдать в эксплуатацию не удастся, как весьма реалистичный рассматривался вариант ввода в апреле 2018-го, за 2,5 месяца до ЧМ-2018. О взлетно-посадочной полосе говорилось, что ее с такими темпами не успеют сделать и до 2019-го.

Патовость наконец осознали и на федеральном уровне, и контракт с подрядчиком реконструкции ВПП был расторгнут. Собственно, именно чемпионат мира, вдохнувший жизнь в эти замороженные когда-то проекты, стал главной причиной того, что строители зашевелились — личность губернатора здесь, в общем-то, ни при чем. Хотя нельзя сказать, что Алиханов оставил ситуацию на самотек. Он регулярно бывал на авиастройке, порой в компании с главой Росавиации Александром Нерадько. Но, как и предшественник, оказывался очарован обещаниями. Например, в феврале ему пообещали сдать первую очередь аэровокзального комплекса к маю, чуть позже он уточнил, что фанфары зазвучат не когда-нибудь, а в День Победы.

После невыполненного обещания открыть для пассажиров новый терминал ко Дню Победы, руководство аэропорта успело спровоцировать очередной коллапс и теперь обещает сдать первую очередь аэровокзала к 1 июня. Вместе с временным главой региона по терминалу, местами отчётливо напоминающему стройплощадку, прогулялся корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
Антон Алиханов и гендиректор «Храброво» Александр Корытный.
Но, несмотря на то, что аэропорт ограничил свою работу до предела, превратившись в кошмар для пассажиров, чуда не случилось. В мае срок был сдвинут еще на месяц, очереди в аэропорту достигли апогея, а врио губернатора посоветовал «коллегам» из аэропорта «включать голову». Но и 1 июня терминал не открылся, а объяснения, что он заработал в «тестовом режиме» выглядели так неуклюже, что никто уже в них не поверил. В том числе Алиханов, заявивший: «Руководство аэропорта Храброво в очередной раз подводит калининградцев и гостей области. Мы в свою очередь исполнили перед аэропортом все свои обязательства. Никаких разумных объяснений срыву сроков я не вижу».

Потом врио регионального вице-премьера Александр Рольбинов сообщил, что пассажиры смогут воспользоваться благами нового терминала в начале июля. Но когда и этого не произошло, уже никто не смеялся. Врио главы региона был вынужден признать, что он и его команда 2 месяца «кормят людей завтраками»; позже выяснилось, что теперь причиной стали замечания Ростехнадзора.

В итоге новый терминал принял пассажиров лишь в субботу, 22 июля. Антон Алиханов побывал там на следующий день и остался доволен. Настолько, что, говоря о темпах дальнейшей реконструкции (которая, напомним, должна завершиться весной), выразил убеждение, что все будет хорошо. Очередные очереди пассажиров в теперь уже новый терминал не позволяют усомниться — так и будет.

С задержкой от изначально обещанных сроков почти на 3 месяца в аэропорту «Храброво» наконец открылся для пассажиров новый терминал. В воскресенье новый терминал в рабочем режиме опробовал на себе прибывший из Москвы врио губернатора региона Антон Алиханов. В числе встречающих оказался и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
Всё это ярко показало, насколько крепко аэропорт породнил Антона Алиханова с Николаем Цукановым. Пусть звучащие сегодня в отношении аэропорта обещания и не столь фееричны, как слова о пресловутых 7 миллионах туристов.