История реконструкции «Храброво» началась еще перед
празднованием 750-летия Калининграда-Кенигсберга. Не все старожилы помнят, что первые 200 млн
рублей на ремонт взлетно-посадочной полосы выделялись из федерального бюджета при Владимире
Егорове. Именно тогда, когда с инспекцией приезжал на тот момент глава Минэкономразвития Герман
Греф,
обозвавший
калининградский аэровокзал «сараем и свинарником». Заявление, как показала история, оказалось
пророческим.
В бытность Георгия Бооса, когда «КД авиа» вступала в пору расцвета,
казалось, что счастье близко. Но потом авиакомпания ушла в крутое пике, и к губернаторству
Цуканова, которое стартовало осенью 2010 года, аэропорт, в принципе, оставался все тем же
«сараем». Однако к этому прибавились проблемы самой завершавшей свое банкротство «КД авиа». По
данным на конец октября 2010 года, долги по зарплате ее сотрудникам составляли
70,8
млн рублей (пусть это куда меньше
изначальных 450 млн).
Тогда было не до реконструкций, хотя в целом это было время знаменитых «тучных» путинских лет.
Через год после того, как Николай Цуканов стал губернатором, конкурсный управляющий
«КД авиа»
выставил
на торги ее имущество — две элитные квартиры в Москве и аэропортовый комплекс
«Храброво», который был оценен в 381,9 млн рублей без НДС.
Предполагалось,
что его купит ЗАО «Аэропорт Храброво», которое являлось оператором двух кредиторов «КД авиа» —
«Внешэкономбанка» и банка «Санкт-Петербург». Но тут неожиданно Цуканов
заявил
о том, что во время его встречи с премьер-министром Владимиром Путиным было принято другое
решение. А именно: аэропортовый комплекс должны приобрести региональные власти.
В мае
2012 года Госдума одобрила выделение Калининградской области 2,2 млрд
бюджетного
кредита «на развитие аэропорта Храброво».
Сообщалось,
что деньги пойдут на реконструкцию аэропортового комплекса (при этом каким-то образом региону
должны были достаться активы), а возвращать кредит федеральному бюджету будет бюджет
Калининградской области. Ключевое слово во всей этой истории «возвращать», однако она все же
ввергла Цуканова в состояние эйфории, и в апреле 2012-го он сделал знаменитое заявление о том,
что «аэропорт должен иметь возможность к 2016 году „переваливать" 7 млн туристов» (правда, к
ноябрю 2013-го желаемая цифра
снизилась
до 5 млн).