Cпецпроект «Акватории Нового Калининграда.Ru»

Калининградская парусная яхта «Мур Мур» стартовала 24 ноября с Канарских островов в Карибское море через Атлантический океан с экипажем из трех калининградских яхтсменов. Яхта пересекла Атлантику за 19 дней 23 часа 30 минут, заняв третье место среди 18 лодок в Atlantic Rally for Cruisers 2013. На этих страницах вы найдете ежедневный онлайн-дневник яхтсменов. Связаться с экипажем и задать им вопросы можно в комментариях внизу страницы.

От капитана с ночной вахты
  • 27.11.2013 11:01:01

Прекрасная ночь! Прямо по курсу ярко горел Юпитер, по левому борту всплывал из-за горизонта непривычно большой пояс Ориона, а над головой Млечный Путь во всей красе. И главное — лодка идет сама, и рулить не надо. На острых к ветру курсах достаточно настроить паруса, зафиксировать руль — и лодка будет лежать на курсе, без рулевых и авторулевых. Так что у нас выходной — в первый раз со старта мы перестали рулить руками. Катя, впрочем, порулила несколько часов, пока ветер был посильней, поотрабатывала волну.


Леша приготовил волшебные котлеты, а все наше мясо превратил в гуляш, который сейчас остывает в контейнерах. Теперь со свежим мясом покончено, осталось покончить с йогуртами и мясной нарезкой, и тогда холодильник у нас останется только под шампанское, и мы станем менее энергозависимы. Воды пресной у нас полно, датчики обоих водяных танков показывают, что они полные. Но я знаю, что один из них привирает — литров-то 50 мы должны были слить из танка за три дня. Я уже в душ сбегал, остальные ждут завтрашнего штиля: мы включим двигатель, он нагреет бойлер — и у нас из кранов пойдет горячая вода. А так из-под крана мы делаем чай и кофе, варим разное и споласкиваем посуду, которую моем океанской водой. Варим, впрочем, тоже с добавлением океанской воды. Одна треть ее — и судовую соль на блюдо тратить не нужно.

Ночь при чистом небе уже не такая черная, горизонт можно разобрать. Вокруг пустынно. Только один кораблик по левому борту идет встречным курсом со скоростью 6 узлов. Может, это кто из нашего флота заплутал. У коммерческих судов скорости больше, 6 узлов очень похоже на яхту. И больше никого даже AIS не видит. Одиночества, впрочем, мы не ощущаем. Несколько раз в день слушаем переговоры по УКВ, а значит, часть флота где-то рядом, в радиусе 30 миль. Из дома получаем письма и sms-ки, да и заняты все время чем-то. Даже спали мало в последние дни, уж больно много рулежка занимала.

Прогнозы погоды с успехом заменяют нам телевизор и другие развлечения. Каждый день с нетерпением ждем очередной карты с погодой в формате GRIB и рассылки с прогнозом от организаторов ралли. Пока что нам удавалось удачно расходиться со слабыми ветрами, в которых мы не сможем продвигаться по курсу к ненайденным пока пассатам. Но завтра, похоже, избежать этого не получится. Но зато помоемся горяченькой.

Планктона стало гораздо меньше. В предыдущие ночи весь кильватерный след и вода вдоль бортов лодки была в ярких зеленых огонечках. Сейчас их совсем мало. Были, в советское еще время, такие болгарские яхтенные путешественники Попазовы. И так им хотелось куда-то уплыть, а уплыть в то время было нельзя, что они вписались в научную программу по изучению планктона. И таки уплыли, обещав всю дорогу через Атлантику питаться одним планктоном. И питались. Вот ведь на что люди ради Мечты идут. А мы отстаем по плану потребления шоколада и печенек. Почитать Попазовых можно на русском, книжка есть в сети.

А у лодки только что случился юбилей — 10000 миль на лаге в координатах N 23 36.017' W 022 10.950', по Калининграду в 04:50. Всем хорошего дня!


Обсудить на форуме →

Погода, прогнозы и радиоприемник
  • 27.11.2013

Нас тут спрашивают, как погода. Докладываю: солнышко! В салоне пару часов назад было +25, сейчас +27, вода +27,4 градуса. Наверху должно быть жарко, но так как мы идем против ветра, то на ветерке терпимо. Рулевые мажут всяким лицо и руки. Катя обдумывает планы спекуляции морской солью — ее у нас с палубы можно уже веником сметать.


Дельфинов и китов не наблюдаем, только мелкие птички иногда летают над поверхностью. Яхт тоже не наблюдаем. Это первый раз за все время. Ночью рядом с нами две-три крутилось, но мы от них уехали. Вчера вечером поставили спинакер — большой пузатый парус — и ехали под ним почти до двух часов ночи. Оказалось, он даже в галфинд работает вполне сносно, и даже на волне.

Позиции флота организаторы ралли высылают по почте участникам каждый день. Вчера была первая рассылка. С сегодняшней произошел какой-то технический сбой, и мы позиций не получили. Но из дома пишут, что мы поднялись с 8-го места на 4-е. Это неплохо, так как эти позиции без учета моточасов и гандикапа. Мотора у нас пока что всего час за трое с лишним суток, а гоночный балл самый маленький в группе, так как все лодки, кроме одной, нас больше.

Всех занимает вопрос, идти к островам Зеленого Мыса или побежать напрямую? Пока что нужных нам ветров там нет, и в ближайшие дни не ожидается. Впрочем, все еще может измениться. Сейчас для нас главный тактический вопрос — это как мы послезавтра проскочим штили. Что там за этими штилями, сейчас даже голову не забиваем — дальше чем на три дня гадать по прогнозным файлам, как по кофейной гуще. Но по имеющимся прогнозам, нам еще долго пассатов не видать, зато против ветра вдоволь. Ну и ладно. Мы только на одних запасенных «Сникерсах» в любую точку мира доберемся.

У встречного ветра есть один плюс — у нас неплохо заработал ветрогенератор, дает 40–60 ватт, а вся система, наблюдал за ней несколько минут, на пике выдала 214 ватт. Ура солнечному дню и встречному ветру! Эдак мы за сутки аккумуляторы набьем — у нас 200 ампер-часов суммарная емкость. Жаль, день здесь короткий.

Ловили сегодня широкодиапазонным приемником Kaito (он же Degen) местный чат — сеть на частоте 4149 kHz. Приемопередатчик для этих частот требует радиолюбительской лицензии, сложной установки (антенна одна метра три, специальная краска на днище и другие тонкости) и стоит недешево. Так что мы своим приемником за 1500 рублей можем только послушать, о чем болтают другие. Приемник ловит, если только встроенную антенну выставить с точностью градусов 5. Но на волне это нереально, наловили обрывков фраз. Радиолюбители, не подскажете, как нам чат послушать, улучшить качество приема? У приемника есть разъем для внешней антенны, и антенна в виде нескольких метров провода (шла в комплекте). А то очень хочется узнать, о чем там они все себе думают.

И напоследок о бытовом. Сегодня осваивали новое дело, практическую сортировку мусора. Картон, металл, стекло и пищевые отходы — за борт. Пластик и полиэтилен, а также другое неестественно вредное — храним. У нас стоит два мусорных ведра. Выпили сок — из картонки пластиковую пробку вырезали, помыли, чтобы не было чему гнить, — и в ведро А. Картонку — в ведро Б. Ведро Б периодически отправляется за борт, а содержимое ведра А — в якорный ящик. Впрочем, у нас как-то очень мало отходов. Ни А, ни Б еще не наполнились. Интересно, сколько привезем на берег.

Вот такие дела, всем на берегу привет!


Обсудить на форуме →

Вторые сутки в Атлантике
  • 26.11.2013

На борту все хорошо. Все здоровы, ничего не поломалось, питаемся пока курицей и мясом из холодильника. А еще у нас есть здоровенный гамак с фруктами, которые мы едим по мере созревания. Вчера и позавчера у нас вызрела хурма, сегодня вызрела одна из гроздей бананов и груши. Одна партия помидоров тоже дозрела. 


Погода последние два дня напоминала родную Балтику. Тучи, черная вода, солнце видно только временами, иногда короткий и мелкий дождь. Из-за за этого у нас недобор электричества — в первые сутки собрали только 50 а/ч, и рулим постоянно руками, включая автопилот только когда один на вахте и что-то надо сделать. Так что рук немного не хватает. 

Ночью была тьма египетская — не видно вообще ничего, даже горизонта. В четыре часа утра я обнаружил Катю и Лешу, мужественно рулящих под полными парусами при ветре 18-25 узлов, полутораметровой волне и на максимально полном курсе с периодическим заполаскиванием стакселя и хлопками грота. Хорошо хоть спинакер не поставили. 

Встал, порулил сам немного. Понял, что добром этот экстрим может не закончиться. Да и шли мы со скоростью всего 6.5 узлов, несмотря на сильный ветер — так как он, как назло, был попутным. На этом курсе грот перекрывает стаксель, и лодка едет медленно. Да еще и на волне паруса хлопают и работают неэффективно. Убрали грот, поехали под одним стакселем — на узел медленнее, зато никакого риска. 

Позиций флота мы не знаем, рядом с нами всего несколько лодок. Две из них ночью проехали у нас по корме в 50 метрах, и ушли, похоже, на запад. Мы на запад не хотим. В ночь с 28-го на 29-е там слабый встречный ветер и штили. Хотя те, кто ушел туда ночью, еще могут спуститься. Мы упорно стараемся идти курсом 240-250, рассчитывая, что именно там мы сможем быстрее всего проскочить на моторе зону слабых ветров, а может, и без мотора. Что из этого получится — скоро узнаем. 

Утром погода наладилась, тучки улетели, появилось солнышко. Отогреваемся, заряжаем аккумуляторы, ворочаем солнечную панель, чтобы не упустить ни одного лучика. Приготовили спинакер — ветер скоро должен ослабнуть, надеемся его поставить. Извините за качество фотографии с борта — через спутник данные убегают со скоростью 200 байт в секунду, и даже ее отправить сложно. В общем, скучать не успеваем и утешаем себя тем, что если попадем в штилевую зону, так хоть выспимся получше. Всех калининградцев поздравляем с первым снегом!


Обсудить на форуме →

Первые сутки пути
  • 25.11.2013

Провели первую ночь в океане. О красоте звездного неба и морской романтике даже и писать не стоит. Небо все усеяно звездами, которые постоянно срываются со своего места и начинают секундные падения, а Млечный Путь вообще как «живой». Такого не увидишь в городских условиях.


А теперь о бытовом. Если на старте ветра было более чем достаточно, настолько, что основной круизный флот ехал, то к ночи все стихло до 5 узлов, и нам даже пришлось часик «помоторить», что круизному дивизиону позволено правилами, правда, при этом на финише будет добавлено штрафное время. Некоторые ближайшие лодки, как только стемнело и все стихло, сразу включили двигатель, а некоторые до последнего ловили ветер. Видели одну яхту, которая с приходом темноты зарифила грот, убрала стаксель, и вся команда ушла спать, предоставили управление судном ветровому автопилоту. Сейчас ветер снова нормализовался, дует 20 узлов северо-западного направления. Впереди, по прогнозу погоды, который мы сегодня успешно скачали с помощью Иридиума, у нас ближайшие три дня, начиная со среды, штилевые зоны, но, по собственному опыту, прогноз достоверен на 3 дня, поэтому окончательную тактику движения еще не избрали. Пока мы спускаемся курсом 240 градусов до точки приблизительно в 20 градусов северной широты и 30 восточной долготы, а оттуда будем ложиться на прямой курс до Санта Лючии — по крайне мере, на это хочется надеяться. Все будет зависеть от ветра. 

Каждое утро, в 12:00 по Гринвичу, по SSB-радио передают прогноз погоды. У нас нет этого радио, но сегодня поймали их передачу широкодиапазонным волновым приемником «Kaito K1103», правда, разобрать, что они говорят, не удалось, слышимость была плохая.

За сутки пути прошли 140 миль. Вокруг нас сейчас видно невооруженным глазом около 10 лодок, примерно столько же показывает AIS в пределах 12-мильной зоны, иногда слышны переговоры по рации между судами-участниками. Связаться со второй лодкой под русским флагом не удалось — «Алабай», скорее всего, выключил электронику, думаем, они еще должны быть в пределах работы УКВ-радиостанции.

По электроэнергии у нас пока все хорошо, солнечные панели дают более 100 Вт. А ветрогенератор за ночь выработал 8 а/ч, например, хватит на 8 часов работы холодильника.

Все земные источники связи уже не работают. Если вы читаете этот отчет, то мы успешно перешли на спутниковый телефон Иридиум. Так что, надеемся, будем и дальше радовать вас своими отчетами, задавайте свои вопросы в комментариях, будем стараться оперативно отвечать. До завтра.


Обсудить на форуме →

Вперёд на Карибы
  • 24.11.2013

Ну вот мы и стартовали. Прошел старт как-то буднично — сходили баллон с газом на новый поменяли, магнитную карточку от марины сдали — и пора уже отвязываться. Никаких необычных чувств мы не испытали, в общем. Яхтинг — это не прыжки с парашютом. Еще пару-тройку дней мы можем вернуться на Гран Канарию, через три дня будет недалеко до островов Зеленого Мыса. В общем, пока что это почти прибрежное плаванье.


На молах собрался народ проводить — шутка ли, 250 яхт стартует в течение получаса. Гонщики, катамараны и круизеры, с интервалом в 15 минут. Стартовая линия с военным кораблем, выполняющим роль судейского катера, довольно длинная, и на старте толкучки не было. Мы стартовали через семь минут после открытия старта, а многие — за нами. Это не спринт, это марафон.


Почти сразу после старта нас накрыло дождем, видимость сократилась до нескольких сотен метров. Ветер на старте был попутный около 15 узлов, и некоторые лодки несли бабочку – устанавливали грот (парус на мачте) и стаксель (передний парус) на разные борта. Довольно быстро ветер усилился до 20 узлов. Одна из лодок сломала гик и доложила, что возвращается в Лас-Пальмас на ремонт.


Возле аэропорта Гран Канарии горы создают зону акселерации, где скорость ветра может вырастать в полтора-два раза. Нас там накрыло порывчиком узлов в 35, но мы были к нему готовы — несли совсем немного парусов. Спустя полчаса мы попали в ветровую тень горы, ветер зашел, стал встречным, и ослаб до пары узлов. Сейчас вот еле ползем, весело хлопая парусами. Солнышко светит. Флот, намечавший «облизать» Гран Канарию, тоже развернулся и пошел на юго-восток, удаляясь от нашей общей цели.


Печально, что на ближайшие дни прогноз неблагоприятный. Ветер будет крутиться, возможно до встречного, и штилевые зоны ползут через наш маршрут. Так что никакими рекордами мы вас не удивим. Очень хочется побыстрее добежать к островам Зеленого Мыса, там погода постабильнее, но не получится. Ладно, воды у нас много, еды много, а если на русскую вечеринку 17 декабря опоздаем — не беда, хотя команда ставит для себя цель попасть на Санта Лючию к празднику.


Следующий отчет, надеюсь, будет завтра уже через Иридиум. Всем хорошего настроения!


Обсудить на форуме →

Комментарии