Cпецпроект «Акватории Нового Калининграда.Ru»

Калининградская парусная яхта «Мур Мур» стартовала 24 ноября с Канарских островов в Карибское море через Атлантический океан с экипажем из трех калининградских яхтсменов. Яхта пересекла Атлантику за 19 дней 23 часа 30 минут, заняв третье место среди 18 лодок в Atlantic Rally for Cruisers 2013. На этих страницах вы найдете ежедневный онлайн-дневник яхтсменов. Связаться с экипажем и задать им вопросы можно в комментариях внизу страницы.

Последние приготовления
  • 23.11.2013

Жизнь в марине кипит уже давно, первые лодки с флагами ARC пришли в Лас-Пальмас еще в конце лета, но сегодня вокруг было еще более оживленно. Совершались последние приготовления. Странно, но как ни старайся, все равно на последний момент всегда остается много дел. Открою вам секрет, что у штурманского места до сих пор висит список того, что еще нужно сделать до старта, но это все мелочи по сравнению с тем, что мы сделали за неделю. В основном уже, конечно, у всех все готово к отплытию, но, несмотря на поздний час, на некоторых лодках все еще горит свет, люди снуют с коробками провизии, проверяют, подкручивают и доделывают.


Кому-то все же удалось закончить приготовления на день раньше, или те, кто был свободен от забот по приготовлению лодки, пытались успеть перед долгим переходом насладиться моментами «земной жизни»: англичане с соседней лодки, например, сегодня ночуют в гостинице, и на вечер у них было запланировано спа и прочие приятности, которых не будет в океане.


Утром сходили на брифинг капитанов, на котором озвучили дивизионы. Мы почти самые маленькие в нашем «круизном дивизионе Н», состоящем из 18 лодок. Еще раз организаторы обратили внимание на основные моменты, рассказали о процедуре старта и финиша, а также ознакомили яхтсменов с прогнозом погоды, который, увы, не утешителен, особенно для гоночного дивизиона. Хотя завтра мы бодро полетим с ветром 15–20 узлов, впереди нас подстерегает штиль. Но главная новость, которая вызвала шквал радости в зале — судейским судном на старте будет военный корабль «Rayo» с пулеметом.


У нас в основном все готово, но, например, закупка провизии — это одно из тех дел, которое нельзя сделать заранее, особенно перед долгим переходом в жарких тропических условиях. Мы попытались все же немного переломить ситуацию и начали готовить провизию еще в момент отплытия лодки из Калининграда в июне. На борт были загружены консервы, которые успешно «дожили» до настоящего времени, также мы везли тушенку и когда летели сюда перед стартом. В общем, когда замучает тоска по родине, у нас есть чем ответить ей! Мы заранее закупали и те продукты, которые не портятся: крупы, макароны, кофе, чай, оставив напоследок приобретение мяса, овощей и фруктов. С этой целью сегодня посетили рынок, где и купили все по списку. Потом все это помыли, чтобы не занести на лодку всякую местную живность, способную уничтожить все наши запасы, высушили, что-то завернули в пищевую пленку, что-то — в фольгу и подвесили в салоне в гамаке. В следующих сообщениях расскажем, доедут ли наши фрукты и овощи. Вообще, сегодня многие причалы, с выложенными на просушку фруктами и овощами напоминали рынок.


Завтра в 13:00 по местному времени более 200 яхт отправится через океан в Карибское море. Читайте наши заметки с борта яхты, надеемся, что они будет ежедневными!


Обсудить на форуме →

Праздник на нашей улице
  • 22.11.2013

Ну вот и у нас настал праздник. Почти все дела переделаны. С утра прогулялись на очередной семинар и в «El Corte Ingles» — крупный сетевой торговый центр, где подкупили продуктов и разных вещей в хозяйство. В том числе внешнюю клавиатуру для ноутбука.


Вчера на нашем судовом ноутбуке перестали работать некоторые клавиши. Печальный синдром. Техника в море выдерживает недолго. По некоторым оценкам, ноутбуки живут меньше года. Влажность убивает все. Если у нас не будет ноутбука, мы не сможем получать прогнозы погоды, и придется пользоваться помощью на берегу. Впрочем, у нас есть еще второй ноутбук. Так что не пропадем.


Еще сегодня мы закрыли границу. У нас, жителей эксклава, это считается почти священным действом. Здесь же все проще – приехали в полицию, получили сегодняшние штампы, и два дня до отхода можем спокойно гулять. Помню, как однажды мы стартовали с Кипра на Хайфу. Полиция в порту ушла на обед, и нам предложили, если мы торопимся, съездить в город на такси. Там нам без лишних вопросов проштамповали паспорта. Я зашел в портовую полицию и сказал, что мы оформились и уходим — полиция пожелала нам всех благ, и вернулась к своей работе — нас никто не вышел проводить и проверить.


И еще мы сегодня были, наконец, на вечеринке! Она проходила в Королевском яхт-клубе, весьма впечатляющем трехэтажном здании, с бассейнами и мраморными полами. Роскошью клуб, несмотря на мрамор, не блещет, хоть и украшен многочисленными кубками и медалями выращенных спортсменов. Наше здание правительства на Дмитрия Донского по роскоши легко даст ему фору. Я предлагаю наших чиновников переселить в наш яхт-клуб. Здание на Дмитрия Донского продать, а на эти деньги построить новый яхт-клуб.


Пока бродил по яхт-клубу, разглядывая кубки и модели судов, ко мне подошла работающая там девушка и настойчиво повела меня в туалет, объяснить на английском, что я туда не хочу, не удалось. Когда с туалетом у нее не получилось, она отвела меня в зал с компьютерами. Бродить по интернету я тоже отказался. Тогда гостеприимная девушка предложила мне шахматы и домино, а под конец отвела в комнату с игровыми столами, покрытыми зеленым сукном. Неплохо у них там в яхт-клубе. И библиотека есть.


На вечеринке познакомились с ребятами из Перми. Русских вообще не так уж и мало: «Алабай» (Москва и Казахстан), «Парма» из Перми, «Интуиция» (шкипер Юрий Фадеев, живет в Англии), на которой идут наши земляки, «Барон Брамбеус», пара человек из разных городов, затесавшихся в международных экипажах, и «Касатка» – настоящая гоночная лодка, с английским шкипером. Может и еще кто есть — русские флаги только у нас и «Алабая», а на вечеринки ходят не все, у многих работа еще кипит.


К слову, поговорили с командором Омского яхт-клуба, поговорили с пермяками. Города-миллионники, а парусных лодок не много — до сотни, в регатах участвует 20-30. Хотя воды у них там тоже не мало. Так что, может быть, у нас в городе все не так плохо. И лодок не меньше, и в регатах участвует больше, и международные регаты у нас через неделю, и с выходом за границу все замечательно. Нам очень повезло, что мы живем в Калининграде.


Праздник удался. Завтра последний, или, как принято говорить у яхтсменов, заключительный день перед стартом. Всем до завтра.


Обсудить на форуме →

Выход в город
  • 21.11.2013

Сегодня вечером я понял, что мы только что впервые вышли из марины. В смысле — ногами. А ведь мы здесь уже шесть дней. Мы тут ходим в минимаркет, чтобы купить что-то к завтраку. Здесь мы вечерами ходим на ужин в ресторанчики. Тут несколько магазинов с лодочными товарами, где уже оставлено немало денег. Мы ходим в гости на лодки в марине. Как-то за хлопотами все это было незаметно, а тут пробежались вечерком в гипермаркет неподалеку на разведку — и как будто в раннем детстве в первый раз в соседний двор гулять пошел. Новое место, новые лица!


Это не от того, что мы разгильдяи. Подготовка требует времени. Сегодня провели инспекцию такелажа, веревки подрезали, длину закрутки генуи отрегулировали, кое-что на парусах залатали и подшили. На мачту поднялись, проверили крепления краспиц, радарного отражателя и радара. Ну и, как обычно, миллион других вещей переделали.


Посетили два семинара. Оба были на улице. Первый был посвящен снятию человека с лодки вертолетом. Спасателя спустили в воду в метрах двадцати от лодки. Он бодро доплыл до нее, надул принесенный с собой манекен, потом вернулся на вертолет. Спустился снова, в это время (я прозевал) кто-то сбросил манекен в воду, спасатель доплыл до него, и поднялся с ним на вертолет. Все это выглядело очень странно. Спасатель обычно высаживается прямо на лодку. Доплыть до лодки в штормовую погоду крайне сложно, лодка даже без парусов может дрейфовать со скоростью в несколько узлов. Забраться на лодку тоже непросто, а вот получить по голове ее кормой при попытке забраться — очень реально. Что нам хотели продемонстрировать — неясно. Вертолет показали.


Второй семинар был в бассейне (да, у нас тут в марине есть и бассейны). Сбросили спасательный плот в воду, дернули за линь, и он надулся. Потом все желающие могли в него сесть, забраться из воды на плот, и даже попробовать его перевернуть. Вот тут и случилась накладка. У плота есть три подводных мешка, которые добавляют ему остойчивости. Инструктор советовал поднимать плот со стороны, противоположной карманам. В результате, помимо плота, необходимо было перевернуть два кармана-мешка, в которых было килограммов пятьдесят воды. Пока из этих мешков воду не слили, никому из желающих не удалось перевернуть плот. Один из карманов при очередной попытке просто оторвался. Не очень какой-то надежный плот. Дети тоже принимали участие в семинаре с большим удовольствием. Плавали, лазали в плот, ныряли.


Но список наших дел, тем не менее, сокращается, конец его виден, и завтра мы обязательно пойдем на вечеринку А то столько красивых футболок и шлепанцев с собой набрали, и ни разу не надели. Всем до завтра! 


Обсудить на форуме →

Трудовые будни
  • 20.11.2013

Наши дни все больше напоминают стахановские будни. С утра пробежались втроем на семинар по медицине. Все эти оторванные пальцы, которые пять дней можно хранить в холодильнике, а потом их опять пришьют, не только наполняют утро бодростью, но и заставляют задуматься о безопасности на борту. На медпомощь со стороны в океане рассчитывать не приходится, разве что на совет. Ну и есть шанс, что пароход какой подберет, на котором есть больничка.


После семинара Катя смазала последнюю недосмазанную лебедку. Это делается так: выкручиваем несколько болтов, снимаем крышку и корпус лебедки, вытаскиваем всякие втулки и добираемся до шестеренок. Все это складываем в баночку и несем на причал. Там полощем их в баночке с бензином, прыскаем «WD40» и избавляемся таким образом от старой смазки. Если где-то есть коррозия, фиксируем ее специальной жидкостью. Потом начинаем сборку лебедки. Ставятся на место шестерни, пальцы, шайбы, все смазывается зубной щеткой. Корпус, крышка, болты. Работа требует аккуратности, лодка не гараж — масляные пятна с тика не выведешь, а что упало в воду, можно больше не достать. Надо за Катей приглядывать и одну с пирса не выпускать, такого старпома могут и сманить. Да и соседи по причалу явно поглядывают на нее с интересом. Подарки делают.


Следующий семинар был в обед. Крис Тиббс, прошедший три кругосветки и 25 раз пересекший Атлантику, рассказывал нам разное интересное о маршрутах пересечения океана и о погоде: про шторма, шквалы, прогнозы и субтропический шторм «Мелисса», который бушует сейчас там и имеет все шансы вырасти в ураган. Нас «Мелисса» не затронет, он далеко. И вообще сезон ураганов заканчивается, и на попадание в неприятности у нас один шанс из ста.


Я же погоду пока не смотрю принципиально. В прошлом году я весь ноябрь и декабрь загружал каждые два-три дня погодные карты в формате GRIB. В этом году я потратил некоторое время на их анализ. Прогноз для нашего маршрута достоверен на ближайшие три дня, дальше прогноз очень сильно отличался от реальности. Так что начну загружать прогнозы через пару дней, а пока и без них забот хватает.


Прекрасная новость сегодняшнего дня — масло в редукторе чистенькое! Откачал специальным насосиком пол-литра, проверил, долил нового. Может, вода и поступает, но очень медленно и пока это не заметно. Так что подниматься на берег больше не будем, отбой! Дойдем, даст Бог, до Кариб, там еще раз на масло посмотрим. Будет мутное — будем подниматься. Будет чистое — все равно откачаем насосом, сколько сможем и заменим.


А вечером мы ходили в гости на яхту «Анфиса» с гуманитарной миссией. Точнее, плавали. Так как все гостевые места в Лас-Пальмасе заняты сейчас лодками ралли, то остальных гостей попросили переместиться на якорную стоянку. Впрочем, на якоре, в защищенном порту, и цена на стоянку в три раза ниже, чем на причале, а пользоваться всеми услугами марины можно. Кроме, разумеется, берегового электричества. А цены в Лас-Пальмасе прямо социалистические, в два раза дешевле, чем на коммерческих стоянках в Калининграде — а на якоре вообще коммунизм. Надо тут лодку держать. И погода хорошая — до сих пор в трусах ходим, и места интересные. Горы, вулканы, аквапарки, серфинг — выбирай на любой вкус.


Капитан «Анфисы» — Владимир, пенсионер из Мурманска. Он девятнадцать лет строил свою лодку. У него получилось большое крепкое стальное судно, в полтора раза длиннее «Мур Мур» и в два раза больше. И недавно он отправился в кругосветное плавание. До Канарских островов он дошел из Мурманска в одиночку, а это непростой маршрут. Норвегия, Северное море, Ла-Манш, Бискай, побережье Атлантики — совсем непростые места для навигации. Приливы, высокий траффик, непростая погода — все это на большой лодке, с огромными парусами. Теперь он собирается идти на Карибы.


Мы подключили Владимиру его новое приобретение, систему автоматической идентификации судов AIS, которой сегодня в обязательном порядке оборудуют все крупные суда, и которая установлена на большинстве прогулочных судов. Эта система сообщает каждые несколько минут твои координаты, курс и скорость всем судам в радиусе 50–100 километров и получает от них аналогичные данные. Это очень удобно — все корабли автоматически рисуются на экране навигационной системы, по щелчку можно увидеть их позывные и имена, а в случае опасности столкновения система предупредит об этом. Такая вещь — отличный помощник для одиночки, у которого главная проблема — это сон и отдых.


Я не понимаю, как можно идти одному в кругосветку. И Катя с Лешей — тоже. Люди не созданы для одиночества. Мы счастливы, только делая счастливыми других людей. Впрочем, Владимир не одинок — у него есть жена, дочь, внук. Но он нечасто бывает с семьей. Надо будет выкроить время и порасспросить Владимира об этом. Что им движет, что заставляет его спать урывками по 20 минут, ставить и убирать огромные паруса.


Завтра он обещал к нам зайти, если повезет, то поболтаем. Всем до завтра!


Обсудить на форуме →

Победа куется на берегу
  • 19.11.2013

Капитан: снова на воде


Хух, мы снова на воде! Вчера вечером Алексей случайно заснул одетым, как только забрался внутрь лодки. Катю я будил ставить пост на «Новый Калининград.Ru» — она тоже отрубилась практически сразу. Намахались шлифовальными машинками, губками и валиками. А сегодня им повезло — на рассвете пошел дождик, и им удалось поспать минут на сорок больше запланированного.


С утра красились необрастающей краской поверх нанесенной накануне грунтовки. Вчера, из-за того, что кран никак не мог слезть с лодки, застряв между мачтой и ветрогенератором, весь персонал ремонтной зоны трудился без обеда. Впрочем, как и мы. Сегодня обед у них был, и перед обедом кран любезно подвесил нас на стропах, и мы сумели загрунтовать и покрасить пятачки, в которые упирались лапы киль-блока. Так как обед у них длится два часа, то мы и покрасились, и высохли, и даже инструмент оттерли за это время.


После обеда нас спустили на воду, и мы вернулись на старое место — рядом с яхтой «Алабай», экипаж которой благополучно долетел и встретил нас на причале. На швартовке я дал маху, сказывается усталость. Недооценил силу бокового ветра, и нас чуть не сдуло на нос огромного катамарана, мимо которого мы должны были пройти кормой. Точнее, я его оценил, но какая-то замедленная была реакция, и пока эта реакция происходила, уже стало поздно переключать реверс на передний ход, чтобы повторить маневр с поправкой на ветер, уже пришлось его обруливать — обрулили, слава Богу. В двадцати сантиметрах прошли. Есть в моем характере торопыжество, всегда себя за это корю. Знал же, что туплю — ну, сунулся бы вначале для пробы, оценил снос, отошел и зашел бы нормально. Нет же, увидел друзей на причале, и попёр сразу, шел до последнего, а потом экстренно обруливал. Тьфу.


Но теперь, ура-ура, можно, наконец, расслабиться. Комиссию прошли, лодку покрасили, оборудование все доустановили — а до выхода в Океан еще целых четыре дня. Дел, конечно, на эти четыре дня у нас расписано немало, но они уже не такие критические. Скорее даже приятные хлопоты — фруктов купить, на семинарах посидеть, ну и посверлить-построгать немного, куда в нашем деле без этого. Семинары, кстати, уже начались — и даже я сегодня сбегал на один из пяти. На остальных была Катя. Законспектировала, перефотографировала, записала на диктофон. Но про семинары путь она и рассказывает, раз она на них была.


И может быть, мы, наконец-то, сходим хоть на одну вечеринку, которые тут идут каждый вечер. Вообще жизнь вокруг, конечно, кипит — мало того, что марина сама по себе немаленькая, так еще и полторы тысячи гостей приехали. В ней есть несколько ресторанчиков, магазинчиков, прачечная, парусная мастерская и ремонтная зона, в которой мы сегодня стояли, и развернутый на базе контейнеров мобильный штаб ралли — и все, так или иначе, носятся по марине. Кто в магазин, кто в штаб ралли, кто в ресторан. Чувствуешь себя муравьем в муравейнике, и с интересом глядишь на каждого встречного — что тащит полезного, не с нашего ли ралли, не с нашего ли понтона.


А завтра мы собрались в гости на яхту «Анфиса», и если все сложится, то наконец-то расскажем об этой интересной лодке и ее замечательном капитане, который зашел к нам вчера в гости и между делом выпилил нам одну замечательную штучку для крепежа, которой нам очень не хватало. Всем до завтра!


Старпом: учиться и еще раз учиться

seminars.jpg


Пока капитан и матрос красили и еще раз красили и спускали чистенькую лодку на воду, старпом на целый день поменял рабочую одежду и турбинку на «школьную форму» и блокнот, посетив семинары, которые устроили организаторы, чтобы пересечение океана стало еще более безопасным и менее напряженным.


Несмотря на то, что очередная вечеринка закончилась уже под утро, яхтсмены с кофе стали подтягиваться уже к первому на сегодня семинару, начало которого было назначено на 9:00. Вот так медленно и неторопливо в зале собрались более 200 человек. Ко второму и третьему семинару людей становилось все больше и больше, и они уже почти заполнили весь зал на 400 мест. И после двухчасового перерыва на обед зал также был полон.


На первом семинаре нам рассказали о такелаже. В заключении пояснив, что три минуты в день, которые требуются для осмотра всего такелажа — это ваша жизнь, поэтому им не следует пренебрегать, а наоборот, подниматься на палубу с «открытыми глазами». «Вы должны все видеть и слышать, замечать любое изменение», — неоднократно повторял докладчик Джерри Хенвуд. На вопрос из зала: «Можно ли избежать поломок?». Прозвучал простой ответ: «Нет, их можно только отсрочить, а насколько долго — зависит от вас. Если это должно случиться, оно случится».


Затем рассказывали, как вести себя и что делать при поломках руля, потери мачты или открывшейся течи, как эффективно искать «человека за бортом», бороться с огнем. Тут Крис Тиббс, который вел семинар, начал с того, что все, что он рассказывает, испытано на себе — богатый опыт составляет десятки тысяч морских миль, несколько пересечений океана и участия в различных регатах и походах. Серьезные темы докладчик разбавлял шутками: например, посоветовав проверить запас кофе, потому что, по его наблюдениям, для многих капитанов отсутствие на борту этого напитка сравнимо с концом света. Или еще одна шутка, которая лишь отчасти является ей, — что в спасательный плот необходимо взять все: паспорта, страховки, деньги, потому что, если вас не спасут, и будет близка неминуемая гибель, вам просто необходима бумага, чтобы не сойти с ума. А в итоге заключил, что главное — это остаться людьми и друзьями — те человеческие отношения, с которыми команда вступает на борт, очень легко потерять в непростых условиях изоляции и изнуряющих ежедневных работ.


Организаторы ралли также провели семинар по коммуникации в океане, рассказав, как мы будем получать прогнозы, общаться с другими участниками, дали советы по радиооборудованию.


После обеда состоялся семинар по провизии в океанском переходе. На нем приводились конкретные формулы для расчета воды, еды, чистящих и моющих средств на экипаж. Докладчик Клер Пенгелли поделилась секретами хранения и закупки продовольствия, которые основаны не только на ее опыте, но и на опыте участников ралли. Например, морковку надо просушить и завернуть в фольгу, а салат — в кухонные бумажные полотенца, яйца надо обернуть пищевой пленкой и периодически переворачивать, так они сохраняются дольше. Помидоры и огурцы так же нужно заворачивать в пищевую пленку, но первые хранить в холодильнике, а вот вторые — нет. А также она поделилась рецептом домашнего йогурта, который можно без труда приготовить на борту.


Там, где еда, там и мусор, поэтому коснулись и проблемы загрязнения Мирового океана, сортировки, хранения и утилизации мусора.


А завершился день семинаром о том, как настраивать паруса и как сочетать скорость со здравым смыслом.


И уже после учебного дня некоторые пошли проверять такелаж лодки, а некоторые потянулись в магазин за продуктами и водой. Но как кто усвоил все уроки, покажет океан!


Обсудить на форуме →

Комментарии