Капитан: снова на воде
Хух, мы снова на воде! Вчера вечером Алексей случайно заснул одетым, как только забрался внутрь лодки. Катю я будил ставить пост на «Новый Калининград.Ru» — она тоже отрубилась практически сразу. Намахались шлифовальными машинками, губками и валиками. А сегодня им повезло — на рассвете пошел дождик, и им удалось поспать минут на сорок больше запланированного.
С утра красились необрастающей краской поверх нанесенной накануне грунтовки. Вчера, из-за того, что кран никак не мог слезть с лодки, застряв между мачтой и ветрогенератором, весь персонал ремонтной зоны трудился без обеда. Впрочем, как и мы. Сегодня обед у них был, и перед обедом кран любезно подвесил нас на стропах, и мы сумели загрунтовать и покрасить пятачки, в которые упирались лапы киль-блока. Так как обед у них длится два часа, то мы и покрасились, и высохли, и даже инструмент оттерли за это время.
После обеда нас спустили на воду, и мы вернулись на старое место — рядом с яхтой «Алабай», экипаж которой благополучно долетел и встретил нас на причале. На швартовке я дал маху, сказывается усталость. Недооценил силу бокового ветра, и нас чуть не сдуло на нос огромного катамарана, мимо которого мы должны были пройти кормой. Точнее, я его оценил, но какая-то замедленная была реакция, и пока эта реакция происходила, уже стало поздно переключать реверс на передний ход, чтобы повторить маневр с поправкой на ветер, уже пришлось его обруливать — обрулили, слава Богу. В двадцати сантиметрах прошли. Есть в моем характере торопыжество, всегда себя за это корю. Знал же, что туплю — ну, сунулся бы вначале для пробы, оценил снос, отошел и зашел бы нормально. Нет же, увидел друзей на причале, и попёр сразу, шел до последнего, а потом экстренно обруливал. Тьфу.
Но теперь, ура-ура, можно, наконец, расслабиться. Комиссию прошли, лодку покрасили, оборудование все доустановили — а до выхода в Океан еще целых четыре дня. Дел, конечно, на эти четыре дня у нас расписано немало, но они уже не такие критические. Скорее даже приятные хлопоты — фруктов купить, на семинарах посидеть, ну и посверлить-построгать немного, куда в нашем деле без этого. Семинары, кстати, уже начались — и даже я сегодня сбегал на один из пяти. На остальных была Катя. Законспектировала, перефотографировала, записала на диктофон. Но про семинары путь она и рассказывает, раз она на них была.
И может быть, мы, наконец-то, сходим хоть на одну вечеринку, которые тут идут каждый вечер. Вообще жизнь вокруг, конечно, кипит — мало того, что марина сама по себе немаленькая, так еще и полторы тысячи гостей приехали. В ней есть несколько ресторанчиков, магазинчиков, прачечная, парусная мастерская и ремонтная зона, в которой мы сегодня стояли, и развернутый на базе контейнеров мобильный штаб ралли — и все, так или иначе, носятся по марине. Кто в магазин, кто в штаб ралли, кто в ресторан. Чувствуешь себя муравьем в муравейнике, и с интересом глядишь на каждого встречного — что тащит полезного, не с нашего ли ралли, не с нашего ли понтона.
А завтра мы собрались в гости на яхту «Анфиса», и если все сложится, то наконец-то расскажем об этой интересной лодке и ее замечательном капитане, который зашел к нам вчера в гости и между делом выпилил нам одну замечательную штучку для крепежа, которой нам очень не хватало. Всем до завтра!
Старпом: учиться и еще раз учиться
Пока капитан и матрос красили и еще раз красили и спускали чистенькую лодку на воду, старпом на целый день поменял рабочую одежду и турбинку на «школьную форму» и блокнот, посетив семинары, которые устроили организаторы, чтобы пересечение океана стало еще более безопасным и менее напряженным.
Несмотря на то, что очередная вечеринка закончилась уже под утро, яхтсмены с кофе стали подтягиваться уже к первому на сегодня семинару, начало которого было назначено на 9:00. Вот так медленно и неторопливо в зале собрались более 200 человек. Ко второму и третьему семинару людей становилось все больше и больше, и они уже почти заполнили весь зал на 400 мест. И после двухчасового перерыва на обед зал также был полон.
На первом семинаре нам рассказали о такелаже. В заключении пояснив, что три минуты в день, которые требуются для осмотра всего такелажа — это ваша жизнь, поэтому им не следует пренебрегать, а наоборот, подниматься на палубу с «открытыми глазами». «Вы должны все видеть и слышать, замечать любое изменение», — неоднократно повторял докладчик Джерри Хенвуд. На вопрос из зала: «Можно ли избежать поломок?». Прозвучал простой ответ: «Нет, их можно только отсрочить, а насколько долго — зависит от вас. Если это должно случиться, оно случится».
Затем рассказывали, как вести себя и что делать при поломках руля, потери мачты или открывшейся течи, как эффективно искать «человека за бортом», бороться с огнем. Тут Крис Тиббс, который вел семинар, начал с того, что все, что он рассказывает, испытано на себе — богатый опыт составляет десятки тысяч морских миль, несколько пересечений океана и участия в различных регатах и походах. Серьезные темы докладчик разбавлял шутками: например, посоветовав проверить запас кофе, потому что, по его наблюдениям, для многих капитанов отсутствие на борту этого напитка сравнимо с концом света. Или еще одна шутка, которая лишь отчасти является ей, — что в спасательный плот необходимо взять все: паспорта, страховки, деньги, потому что, если вас не спасут, и будет близка неминуемая гибель, вам просто необходима бумага, чтобы не сойти с ума. А в итоге заключил, что главное — это остаться людьми и друзьями — те человеческие отношения, с которыми команда вступает на борт, очень легко потерять в непростых условиях изоляции и изнуряющих ежедневных работ.
Организаторы ралли также провели семинар по коммуникации в океане, рассказав, как мы будем получать прогнозы, общаться с другими участниками, дали советы по радиооборудованию.
После обеда состоялся семинар по провизии в океанском переходе. На нем приводились конкретные формулы для расчета воды, еды, чистящих и моющих средств на экипаж. Докладчик Клер Пенгелли поделилась секретами хранения и закупки продовольствия, которые основаны не только на ее опыте, но и на опыте участников ралли. Например, морковку надо просушить и завернуть в фольгу, а салат — в кухонные бумажные полотенца, яйца надо обернуть пищевой пленкой и периодически переворачивать, так они сохраняются дольше. Помидоры и огурцы так же нужно заворачивать в пищевую пленку, но первые хранить в холодильнике, а вот вторые — нет. А также она поделилась рецептом домашнего йогурта, который можно без труда приготовить на борту.
Там, где еда, там и мусор, поэтому коснулись и проблемы загрязнения Мирового океана, сортировки, хранения и утилизации мусора.
А завершился день семинаром о том, как настраивать паруса и как сочетать скорость со здравым смыслом.
И уже после учебного дня некоторые пошли проверять такелаж лодки, а некоторые потянулись в магазин за продуктами и водой. Но как кто усвоил все уроки, покажет океан!
Комментарии