Начальник ГИБДД: хотим сделать круговое движение на площади Победы

Марат Хасазанов

Глава отдела ГИБДД по Калининграду Марат Хасазанов в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал о том, что изменилось в работе Госавтоинспекции за то время, что он руководит отделом, а также об изменениях транспортной схемы в областном центре, об операции «Летучий голландец» и многом другом.

Смертность снижается

— Марат Мавлитгалиевич, начнем с вопроса, на который пытаются получить ответ, наверное, все автомобилисты. Почему, как только в городе начинается дождь или снег, на дорогах возникают такие серьезные пробки?

— Не только в Калининграде такая ситуация. И в крупных мегаполисах тоже — как только снег, туман или дождь — сразу начинается транспортный коллапс. Зачастую это происходит из-за того, что в дождь видимость ухудшается, запотевают стекла. Кроме того, водители стараются снизить скорость. Тем более вечером, когда все сливается с асфальтом, водители при приближении к пешеходному переходу становятся более внимательными и осторожными, лишний раз посмотрят по сторонам. Отмечу, что многие водители дисциплинированные, и поступают они в условиях недостаточной видимости очень правильно.

— Некоторые автомобилисты утверждают, что водители просто не умеют ездить, поэтому и создают пробки.

— Нет, я считаю, что такие водители как раз умеют ездить. То, что он становится максимально бдительным и внимательным, и говорит о том, что он совершенно правильно поступает в этой ситуации, потому что человеческая жизнь дороже скорости.

Кстати, многие, наверное, не знают (особенно молодые водители), что, когда в дождь запотевают стекла, нужно включить кондиционер, и спустя некоторое время стекла приходят в порядок и обзор видимости восстанавливается. Так что вот такой совет. Надеюсь, кому-нибудь поможет, кто об этом еще не знал.

— Как в целом изменилась ситуация с аварийностью на калининградских дорогах?

— Наша деятельность оценивается по приказу № 1040. Давайте возьмем, к примеру, последние 4 года. В 2012 году на территории города Калининграда было 647 дорожно-транспортных происшествий, в 2013-м — 647 (цифра не менялась), в 2014 — 575, в 2015 по состоянию на 22 декабря — 593 ДТП.

В дорожно-транспортных происшествиях погибли в 2012 году 46 человек, в 2013 — 41, в 2014-м — 39 и в 2015 году — 25 человек. Деятельность Госавтоинспекции оценивается именно по показателю смертности на дорогах. И тенденция позитивная — смертность, к счастью, снижается.

Помните 2011 год? Мы тогда инициировали установку в Калининграде шумовых полос. Да, очень много было поначалу нареканий, негатива. И я понимаю людей, ведь многим это причиняло неудобства из-за шума, который вызывали те же самые грузовики, когда проезжали по полосам. На проспекте Победы даже полосы были демонтированы из-за того, что шла вибрация, которая пагубно влияла на конструкции старого немецкого дома. Но я хочу особо отметить — с момента установки шумовых полос нам удалось достичь стопроцентного снижения смертности на пешеходных переходах, перед которыми полосы появились. Еще раз подчеркну, что ценность человеческой жизни — на первом месте.

— На недавней встрече с общественностью и СМИ вы рассказывали про 13 очагов аварийности в Калининграде. Это пешеходные переходы и перекрестки, на которых произошло максимальное число ДТП именно в 2015 году?

— Да, совершенно верно. Кроме того, в начале года у нас было еще три очага аварийности, и мы их уже локализовали. В частности, около магазина «Альмак» на ул. Гагарина. Мы там запретили поворот для грузового транспорта и демонтировали пешеходный переход. Дело в том, что там недалеко есть регулируемый, то есть оснащенный светофором пешеходный переход. Следующий участок — ул. Гайдара около «Виктории», там установлен «накопительный» светофор, появление которого уже оценили автомобилисты и пешеходы. И также ликвидирован пешеходный переход около ТЦ «Аврора» на ул. Невского, поскольку там также в шаговой доступности имеется обустроенный пешеходный переход.

— Но есть еще территория около мотеля «Балтика». Переход около него не попал в список «очагов аварийности».

— Территория около мотеля «Балтика» уже не городская, а областная. Но мы были инициаторами того, чтобы в этом районе установили освещение хотя бы около пешеходного перехода, и сейчас там эта зона освещена. Если пешеходы будут переходить там дорогу по правилам по пешеходному переходу, оборудованному шумовыми полосами, то проблем не будет. Опять-таки, мне кажется, что чувство самосохранения должно быть присуще каждому человеку, который выходит на дорогу и движется по ней. Ведь совершенно очевидно, что автомобиль не может остановиться сразу же перед внезапно ступившим на дорогу пешеходом.

0NEV8989.jpg

— Что скажете об Окружной дороге?

— Территория от Советского проспекта до проспекта Победы также принадлежит области, город за нее ответственности не несет, к сожалению. Этот участок дороги вообще не освещен, хотя на нем несколько нерегулируемых пешеходных переходов. Нами было подготовлено обращение на имя министра по развитию инфраструктуры Калининградской области. Впоследствии мы получили ответ, что в рамках реконструкции этого участка трассы будут учтены все наши требования в плане безопасности дорожного движения. Но, откровенно говоря, нас это не устраивает, потому что реконструкция может осуществляться и в 2017-м, и в 2018 году.

— Как в принципе власти реагируют на ваши предписания, письма, запросы?

— Не могу сказать, что воспринимают в штыки — реакция адекватная. И мы понимаем, что с учетом секвестирования бюджетных ассигнований у всех возникает одна проблема, отсутствие денежных средств. Но, естественно, наши приоритеты сегодня — в первую очередь безопасность дорожного движения. И необходимо исправлять ситуацию, с учетом того, что в Калининграде отмечаются наезды на пешеходов.

— В Калининграде ситуация с наездами на пешеходов хуже, чем в других городах России?

— На мой взгляд, водители в Калининградской области более дисциплинированные, чем в других регионах России.

— Я сама наблюдаю в течение последних лет 10–12, как изменяется ситуация на калининградских дорогах. И, на мой взгляд, она стала хуже — водители не показывают «поворотники», подрезают и так далее.

— Те автомобилисты, которые приезжают в Калининградскую область из других российских регионов, наоборот, отмечают большую дисциплинированность калининградских водителей. И мне есть с чем сравнить. Я прибыл в янтарный край из Московской области. Когда я прилетаю в Москву, кроме как о дорожной обстановке, ни о чем другом думать не приходится, полностью концентрируешь внимание на дорожной обстановке. Дело в том, что имеющийся огромный поток транспорта в мегаполисе приводит в шок любого автолюбителя, прибывшего даже из близлежащих регионов России. Еще один фактор — это иностранные водители, приезжающие из азиатских регионов бывшего Союза, а вы сами понимаете, что обстановка в мегаполисе приводит их в ступор. Поэтому Правила дорожного движения не всегда, к сожалению, соблюдаются, не говоря уже о предоставлении преимущества пешеходам. Могу с полной уверенностью констатировать, что калининградские водители более вежливые и дисциплинированные.

И, кстати, в Калининграде и пробок таких нет, как в мегаполисах. Руководитель УМВД об этом рассказывал несколько лет назад — что по Калининграду ездить просто удовольствие. Я сам в Москве попадал в пробки, в которых приходилось стоять по 4 часа, здесь такого нет.

Что касается калининградских водителей, по всей видимости, многие не раз бывали за пределами Российской Федерации в странах ЕС. Думаю, наши водители наблюдают, что манера езды там совершенно другая, и пытаются ее перенимать. И согласитесь — когда наш водитель пересекает границу, он и пристегивается сразу, и ближний свет фар включает, и скоростной режим соблюдает.

Почему? Наверное, еще и потому, что штрафные санкции в Европе за несоблюдение ПДД весьма высокие, а также последствия в виде не уплаты штрафных санкций, можно и лишиться впоследствии получение визы в страны ЕС.

— В России тоже существенно выросли штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Это повлияло на дисциплинированность?

— Конечно. По некоторым позициям глобальное сокращение привлечения к административной ответственности произошло. В любом случае водители с каждый годом становятся более дисциплинированными.

— Именно из-за того, что штрафы растут?

— Я думаю, что это в совокупности. И то, что штрафы растут, и надзор со стороны Госавтоинспекции, и, безусловно, пропаганда безопасности дорожного движения играет не малую роль. Сами автомобилисты тоже идут навстречу — озвучивают свои пожелания, и мы приходим к общему мнению. И мы были даже инициаторами проведения мониторинга мнения калининградцев по изменению той или иной дорожной ситуации.

— Я обратила внимание, что после того, как вы стали руководить ГИБДД, Госавтоинспекция начала проводить совместные акции с автомобилистами, всевозможные флешмобы. Раньше водители и сотрудники ГИБДД не особо контактировали — чуть ли не врагами считались. Сейчас, смотрю, вы и с мотоциклистами акции совместные проводите.

— Ведь это правильно, я считаю: и мы, и участники дорожного движения должны стремиться к одному — безопасности на дорогах и взаимоуважению. На открытие мотосезона Союз мотоциклистов Калининградской области нас пригласил, что само уже дает понять, что у нас есть взаимодействие. Инициатива была моя по поводу того, чтобы начинать диалог с водительским сообществом. Мотоциклистов у нас много, и если мы вместе будем решать проблемы, осуществлять надзор за безопасностью движения, а мотоциклисты и автомобилисты будут пропагандировать эти основы в своем сообществе, ситуация изменится к лучшему.

0NEV8998.jpg

У представителей мотосообщества имеется группа в вайбере, в которой мы уже тоже состоим, где извещаем мотоциклистов о том или ином ДТП, они извещают нас о тех или иных затруднениях или правонарушениях. Также мы собирали круглый стол с мотоциклистами на предмет взаимодействия расследования поджогов транспортных средств. Ведь мотоциклисты очень мобильны, они много и быстро передвигаются по городу, и мы попросили их сообщать о подозрительных моментах — к примеру, о тех, кто на заправках набирает в канистры бензин. Также если мотоциклист видит того или иного неадекватного водителя, который может находиться в состоянии алкогольного опьянения, просим об этом сообщать в группе или по телефону горячей линии.

— Вы сами понимаете, общение водителей с представителями Госавтоинспекции не всегда бывает радужным, потому что первый вопрос у водителя — причина остановки. Но надо понимать, что у нас непростая обстановка сейчас, необходимо проводить мероприятия по антитеррористической защищенности. Кроме того, нужно учитывать наше географическое положение — ведь мы фактически на острове находимся. Поэтому мы и приняли решение взаимодействовать с мотоциклистами и автомобилистами, просим их помогать, быть наблюдателями. Потому что, в конце концов, самая главная задача для всех нас — чтобы на дорогах было безопасно.

И со своей стороны прошу водителей адекватно относиться к инспекторам Госавтоинспекции, не оскорблять их. Наверное, вы обратили внимание, что инспекторы сейчас общаются вежливо, корректно. Сегодня по нашему указанию и требованию ведется строгая видеофиксация общения с водителями. Если же выявлен водитель в состоянии алкогольного опьянения, видеофиксация обязательна — это доказательство в суде, чтобы потом не обвинили сотрудников в посягательстве на вымогательство взятки или еще каких-либо деяниях. Вы же сами понимаете, что для многих сотрудники ГАИ — это по умолчанию взяточники…

— Да, был такой стереотип…

— Вот почему я и призываю автомобильное сообщество и мотоциклистов Калининградской области к сотрудничеству, чтобы водители поняли: сотрудники Госавтоинспекции им не враги, мы тоже автомобилисты, и мы все по одну сторону баррикад. Я более чем уверен, что автомобильное сообщество солидарно с нами в плане безопасности и даже выявления водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, автомобилистов, совершающих на дороге опасные маневры, которые впоследствии могут привести к ДТП. Мы благодарны им за такую информацию.

И мы понимаем проблемы сообществ. К примеру, мотоциклисты и автомобилисты не раз поднимали вопрос о том, что у них нет специальных площадок, на которых они могли бы тренироваться. Я считаю, что министерство спорта должно обратить на эту проблему внимание в первую очередь. Потому что то же экстремальное вождение — это своего рода спорт, люди должны приобрести навыки, а где им их приобретать? Не на улицах же города.

Я бы и сам с удовольствием пошел на курсы экстремального вождения. Мы сейчас ведем диалог с муниципальным предприятием «Райдер-Плюс» на предмет обучения наших сотрудников таким навыкам. Думаю, что и многие автомобилисты изъявили бы желание обучиться таким вещам.

— По каким телефонам автомобилисты могут сообщать, что видят на дороге неадекватного водителя с явными признаками опьянения?

— Телефон доверия ГИБДД — 301-066, горячая линия «Нетрезвый водитель» — 302-811. Но хотелось бы обратиться к нашим автомобилистам с просьбой аргументировать свои обращения. Потому что был, к примеру, случай, когда поступил звонок о том, что такой-то водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Мы спросили: как вы это определили? Нам ответили: «По звуку двигателя». Тем не менее, это официальное сообщение, и мы обязаны его отработать и проверить транспортное средство. Представляете, когда сотрудник ГАИ останавливает машину, какой диалог между ними может произойти? Двоякая ситуация возникает: с одной стороны, мы обязаны отработать сообщение, с другой — ставим в неловкое положение водителя, потому что заявителю показалось, что у него звук двигателя выдает его состояние.

— Если вернуться к показателям смертности, которые за четыре года весьма существенно сократились. Какие меры помогли этого достичь? Увеличение штрафов, повышение дисциплинированности водителей? Или инспекторы стали как-то по-другому работать?

— Тут целый комплекс. Это дело не одного дня, и работа над изменением ситуации длится и год, и два, и слава богу, что есть тенденция к снижению смертности. В том числе, большую роль здесь играет и медиасообщество, и пропаганда безопасности дорожного движения. В частности, от нас исходила инициатива — в МРЭО и отделах ГАИ демонстрировать ролики с ДТП. Думаю, многие водители, особенно молодые, посмотрев эти ролики, уже лишний раз подумают, перед тем как идти на нарушение правил, к чему это может привести. В подсознании у них в любом случае уже что-то откладывается.

Так что это общая работа, комплексная. И водители сами более внимательными стали. Плюс появление видеорегистраторов влияет на сознание участников дорожного движения.

— То есть вы приветствуете наши сообщества автомобилистов, мотоциклистов, которые имеют свои группы в социальных сетях и выкладывают записи с видеорегистраторов о недисциплинированных водителях?

— Почему нет? Конечно! И в любом случае мы осуществляем мониторинг этих групп. Был случай, когда в сеть выложили ролик с набережной Трибуца, где автомобиль осуществлял заезды по пешеходной зоне. Итог: мы нашли этого водителя, привлекли его к ответственности. Неоднократно были подобные случаи, и спасибо тем интернет-пользователям, которые такими вещами занимаются.

«Летучий голландец»

— В последнее время вы постоянно проводите разные специальные операции. К примеру, «Летучий голландец». Откуда такое название?

— В Москве в 90-х годах был специализированный отряд, который осуществлял выезды по личному указанию начальника главка. Отряд подчинялся непосредственно руководителю главка, у инспекторов была максимальная оснащенность всеми информационными базами, передовыми техническими средствами. Инспекторы передвигались на автомобилях «Форд Краун Виктория», очень быстрых и престижных на тот момент для полиции.

0NEV8992.jpg

Мы решили попробовать сделать у нас такие же отряды, вышли с предложением к руководителю УМВД, он поддержал. Название «Летучий голландец», потому что этот отряд появляется «из ниоткуда» и совершенно неожиданно. Он может появиться внезапно в любом районе области. В рамках профилактических мероприятий участвуют обычно не менее восьми экипажей группами, минимум по два автомобиля (это четыре сотрудника). Как правило, привлекаем сотрудников ОМОН, так как силовая поддержка на территории области — очень актуальна.

Все наши экипажи оснащены современным оборудованием, у них имеются цифровые радиостанции, на частоту которых практически невозможно подсоединиться, в каждом экипаже помимо видеорегистраторов имеются переносные видеокамеры, приборы ночного видения, тепловизоры.

Обычно как бывает — правонарушитель видит на дороге сотрудников полиции, останавливается или сворачивает в близлежащую подворотню, бросает автомобиль и убегает. Ночь, темно… Подъезжает экипаж и при помощи прибора ночного видения или тепловизора выявляет местонахождение человека. Часто нарушители прячутся в канавах, в поле лежат. Но их находят и задерживают.

— Рейды дают результаты?

— Конечно. И весьма ощутимые. Выявляются водители в состоянии опьянения как алкогольного, так и наркотического; автомобилисты, перевозящие оружие, наркотики, запрещенные препараты, перевозящие грузы без надлежащих документов; браконьеры; угнанные транспортные средства тоже обнаруживаем во время рейдов «Летучего голландца».

В ходе последних двух профилактических мероприятий нами было выявлено 30 водителей в различной степени опьянения, нарушители, перевозящие наркотические препараты, несколько тонн мяса. Также были задержания за незаконную вырубку леса, перевозку огнестрельного оружия.

Самое значительное, что мы выявили — пять мешков марихуаны. Это было год назад, 10 ноября 2014 года, в Черняховском районе. Многие посчитали, что сотрудники полиции отмечают профессиональный праздник, но мы были на страже порядка. В Черняховском районе был остановлен микроавтобус, в багажном отсеке которого было обнаружено пять мешков марихуаны общим весом около 50 кг.

Кстати, мы не только нарушителей задерживаем, но и помогаем участникам дорожного движения — кого-то в больницу надо отвезти, в каких-то населенных пунктах к нам подходят местные жители и просят помощи, если есть сообщение о правонарушении и о преступлении со стороны других лиц, мы отрабатываем незамедлительно, в чем нам очень помогают сотрудники ОМОН.

— Но вы же городской отдел. Почему вы ездите по области в такие рейды?

— План выезда готовится по указанию начальника УМВД по Калининградской области. Мы работаем под его руководством. Повторюсь — никто не знает, когда и где наш отряд появится, это оперативная информация. С утра идет доклад лично начальнику региональной полиции. Мы даже в плане не прописываем, где мы появимся.

— Вы лично принимаете участие в этих рейдах?

— Всегда.

— Поймали кого-то?

— Выявил. Неоднократно.

— Губернатор Николай Цуканов не раз говорил, что в муниципалитетах произошло существенное сокращение сотрудников ГИБДД, поэтому на район работает один-два экипажа, что ухудшает ситуацию на дорогах. В Калининграде тоже были сокращения?

— Нас сокращения не коснулись, к счастью, поэтому начальником УМВД было принято решение об оказании помощи муниципальным образованиям области, направляя туда городской отдел в рамках операций «Летучий голландец».

— Насколько серьезен отбор в ряды городского отдела ГИБДД?

— У нас требования однозначные — высшее образование, на дорогах несет дежурство только офицерский состав. Каждую неделю мы проводим занятия для них — привлекаем представителей УГИБДД, УМВД для оказания теоретической и практический помощи. Каждый сотрудник при выходе на смену расписывается в журнале о том, что несет персональную ответственность за коррупционные нарушения.

При приеме на работу однозначно проводится проверка всей автобиографии, проверка на полиграфе, на профпригодность, психологическое тестирование, в которое входит порядка 800 вопросов. Психолог у нас находится здесь же в расположении, после беседы с потенциальным кандидатом он дает свое заключение. В этом году к нам пришло 15 кандидатов, не все проходят отбор — и полиграф выявлял, и психолог, что данный кандидат не подходит для службы в Госавтоинспекции. Но эти проверки обязательны, чтобы искоренить коррупционные проявления и психическую неуравновешенность.

— Знаете, по поводу коррупции… Я считаю, что не надо предлагать инспекторам взяток. Зарплата у них сейчас хорошая, год идет за полтора. Поэтому обращаюсь к водителям: чтобы изменить мнение о сотрудниках Госавтоинспекции, не предлагайте взяток, не провоцируйте. У нас в этом году уже 7 водителей привлечены к уголовной ответственности за «Дачу взятки должностному лицу». Ведь ведется видеозапись всех разговоров.

— Среди своих сотрудников выявляете «оборотней в погонах»?

— К сожалению, да. У нас есть и уголовные дела в отношении этих сотрудников.

— На чем сейчас передвигаются инспекторы городского отдела ГИБДД?

— Мы обновили автопарк. У нас сейчас автомобили «Шевроле». По Федеральной целевой программе нам поступили «Форды», региональное УМВД выделило новые «Хундаи». Также мы получили две новые «БМВ» пятой серии. Хочу сказать, что нам сейчас не стыдно показать свой автопарк и оснащенность подразделений. Это отмечали и многие гости янтарного края, сами понимаете — в Калининград много приезжает первых лиц, в том числе и страны, которым мы организовываем сопровождение, на сегодняшний день нам тоже есть что показать.

Шампунь, разметка и ямы

— Проблемная тема — состояние дорог: разметка, ямы. Кстати, это правда, что вы предложили городским властям мыть улицы с шампунем?

— Да, еще в 2011–2012 годах мы написали письмо муниципалитету. Летом у нас на дорогах появляются масляные, жирные пятна, зимой дороги реагентами посыпают. Поэтому мы предложили с учетом имеющихся загрязнений мыть дороги с шампунем два раза в год, как минимум — в конце лета и в конце зимы.

0NEV9003.jpg

— Шампунь разметку не смывает?

В первый раз улицы в Калининграде помыли с шампунем в июне 2012 года.

— Нет. Если вы обратили внимание, то сейчас городские власти постепенно переходят на пластиковую разметку. Раньше разметка, которая наносилась краской, действительно быстро стиралась, срок ее эксплуатации составлял не более 3–4 месяцев. В 2011 году нами началась работа с муниципалитетом, где мы настояли на том, чтобы дорожную разметку наносили пластиком. Да, это, наверное, более затратно, но только на первый взгляд, потому что теперь не нужно тратить деньги на то, чтобы каждый год по несколько раз тратиться на краску.

— С разметкой у нас в городе не очень хорошо…

— Не соглашусь с вами. Может быть, вы просто уже привыкли и не обращаете внимания, потому что к хорошему быстро привыкаешь. Но на основных магистралях у нас с разметкой все в порядке — три года как ее видно. Это важно и для молодых участников движения, да и для всех остальных. И многие приезжающие из разных регионов России отмечают, что у нас разметка есть. Более того, и на следующий год муниципалитет предусмотрел денежные средства на замощение Калининграда пластиковой разметкой, то есть постепенно число улиц с такой разметкой будет увеличиваться. Термопластик наносится специальной машиной по определенной технологии и служит несколько лет.

— Что скажете о дорожных ямах?

— Госавтоинспекция постоянно контролирует дорожную ситуацию, в 2015 году нами было выдано больше 1300 предписаний на ликвидации дорожных ям. Думаю, автомобилисты, которые ездят по центру города по улицам, которые еще не были капитально отремонтированы, обратили внимание, что огромных выбоин на них уже нет. Но мы, конечно, продолжаем работу. Горадминистрация оперативно исполняет наши предписания, определенное взаимодействие в этом плане у нас с мэрией есть.

— Схема движения транспорта в Калининграде... Мы регулярно слышим о том, что в том или ином месте запретили «левый поворот», ввели одностороннее движение. На основе чего вы принимаете соответствующие решения?

— Я готовлюсь к защите магистерской диссертации в феврале в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. Тема диссертации — «Транспортная инфраструктура в стратегии развития крупных городов на примере автомобильного транспорта». Как раз я там прописываю ситуацию с транспортной инфраструктурой, которая занимает важное место в развитии города, — с одной стороны, она обеспечивает мобильность произведенных в городе товаров и ресурсов, с другой — мобильность территории.

Изменение схемы движения — это и наши предложения, и предложения самих жителей, автомобилистов. С администрацией города у нас прошло больше 30 совместных совещаний на эту тему.

К примеру, ввести одностороннее движение в районе площади Калинина было нашей инициативой. На момент закрытия моста на Аллее Смелых там возник транспортный коллапс. Мы предложили администрации Калининграда (и они нас поддержали) в максимально короткие сроки организовать ту схему, которая сейчас там действует. Поставили знаки, как положено. В итоге затратная часть была незначительной.

В течение недели сотрудники Госавтоинспекции дежурили там, чтобы объяснять, куда двигаться. Потому что, сами понимаете, опубликовать на бумаге эти изменения одно, а когда выезжаешь на дорогу — все совсем иначе. Нашей задачей было — объяснить участникам дорожного движения новую схему и оказать им помощь. Вы знаете, водители, выезжавшие из Балтрайона, останавливались и благодарили, практически все. Это было приятно, ведь изначально, до закрытия моста, мы предложили провести мониторинг среди населения по поводу новой схемы, и где-то 70% было за, 30% были против. Но мы приняли решение, потому что нужно было экстренно менять ситуацию. И сегодня схема работает.

— Схему движения в Калининграде начали активно менять в последнее время. В частности, год назад на ул. Банковская было введено одностороннее движение, и водители жаловались, что их не предупреждали, не было информационных щитов. Но зато под «кирпичом» встречали инспекторы ГИБДД.

— Наш отдел пропаганды регулярно информирует об изменениях схемы дорожного движения на сайте УМВД по Калининградской области. Информацию предоставляем сразу же. Если у автомобилистов остаются вопросы, мы готовы подходить к этому вопросу более тщательно. И хочу отметить — администрация Калининграда готовится запустить специальный интернет-ресурс, на котором будут отражаться изменения схемы, где также мнение горожан будет учитываться, и более того, я считаю, что с ним необходимо считаться.

— Планируете ли где-то еще глобально менять схему движения, как на площади Калинина?

Подобная схема уже работала в Калининграде в 2005 году, когда шел ремонт площади Победы.

— Есть у нас предложение ввести круговое движение по площади Победы, мы передали его городской администрации. Площадь Победы, Театральная, Гвардейский будут замыкаться, выходить на Ленинский и в сторону Черняховского. Это будет одностороннее движение. То есть мы предлагаем сделать там большой круг. Как только муниципалитет разработает эту схему, она будет представлена всем калининградцам, чтобы они принимали решение с нами совместно. Если она устроит жителей, то будем рассматривать вопрос о вводе ее в эксплуатацию.

— Вы принимаете пожелания от автомобилистов, пешеходов по поводу изменения схемы движения?

— С удовольствием. Никогда никаких препятствий этому не было — все желающие могут обращаться на наш портал. Вы также можете организовать на вашем портале сбор мнений, и мы их все рассмотрим.

Сейчас, на мой взгляд, очень проблемный участок — перекресток Московского проспекта и Литовского вала. Там нужно кардинально что-то менять и что-то делать, потому что в любое время там проехать в сторону центра невозможно.

Еще один участок — ул. Габайдулина. Не так давно один из читателей предложил там поменять схему, но мы ее не приняли, потому что там пешеходный переход переносить неактуально. Проще оставить переход там же, но поставить накопительный светофор, чтобы не было конфликтов пешеходов и автомобилистов. Мы свои предложения в администрацию города предоставили, они нас поддержали, и сейчас данная схема разрабатывается. Микрорайон там разрастается очень быстро, а участок дороги узкий. Проблемы в данном районе у граждан есть, мы это понимаем.

Есть еще масса участков в городе, где необходимы изменения. Это надо делать все в комплексе. Не может, грубо говоря, одна площадь Василевского разгрузить весь город. В частности, должен быть комплекс «зеленая волна» на Невского, все светофоры должны работать синхронизированно.

— Несколько лет назад у нас в городе потратили много денег на систему оптимизации движения в центре города, которая никому в итоге не помогла.

— Да, я про нее слышал, смотрел эту схему — думаю, смысла ее комментировать нет. Может на тот момент она и была актуальной, но явно не доведенной до логического завершения. Поэтому есть другие предложения уже на сегодняшний день и на наиболее проблемных, незавершенных участках. Считаю, надо доводить до конца начатое и не распыляться на все проблемные участки, поэтапная реализация и доведение до конца начатого будет эффективней, на мой взгляд. Поэтому горадминистрация планирует поставить на площади Василевского адаптивную систему светофоров, которая будет считывать информацию об информационных потоках. Будем надеяться, что это будет работать на благо всех участников дорожного движения.

— Мы обратили внимание, что иногда схема движения меняется как-то хаотично. Сначала поставили «зеленую стрелку» при повороте с Озерова на Горького, потом убрали. Спустя какое-то время опять вернули. Это эксперименты такие?

— Я вообще противник того, чтобы «зеленая стрелка» горела одновременно с основной секцией. Когда на Советском и Озерова горит зеленый свет, «стрелка» горит и пешеходам тоже зеленый свет. Поэтому понемногу мы все убираем, чтобы не было конфликта. И сейчас там «стрелка» загорается отдельно. Но если помнят водители, в 2011 году еще были конфликтные ситуации, когда всем «зеленый» и всем разрешено. Не дай бог, ДТП… Кто виноват?

— Кому принадлежала идея ограничить работу светофорной секции для пешеходов на площади Победы?

— Это было наше предложение, потому что днем там все стояло, проехать было практически невозможно. К примеру, с площади Победы направо на Гаражную и с Театральной на площадь Победы в сторону Черняховского повернуть было очень сложно — «зеленый» для «пешеходов» горел столько же, сколько и для водителей. Сегодня установлено время работы «пешеходной» секции, которое позволяет и пешеходам спокойно перейти дорогу, и водителям поворачивать, не создавая заторы.

— На мой взгляд, это очень хороший опыт. Нельзя ли его распространить на другие перекрестки? К примеру, на перекрестке Горького и Озерова при повороте направо к парку «Юность» тоже можно ограничить работу пешеходной секции, в итоге поворачивающие направо автомобили не создавали бы там затор для тех, кто намерен двигаться прямо.

— Хорошо, мы рассмотрим это предложение и проанализируем. Повторюсь — мы готовы принимать предложения от всех автомобилистов и пешеходов по поводу организации дорожного движения. Поэтому предлагайте, будем обсуждать.

И в заключение разговора хотел бы поздравить всех участников дорожного движения с наступающим Новым годом и пожелать безопасных дорог, семейного благополучия и здоровья.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.