Судовой журнал у нас ведется весьма аккуратно, записи делаем каждые
Запись «16–26 (30) СВ → С» означает, что преимущественно ветер был 16–26 узлов (мог относительно непродолжительное время быть и меньше, и больше) с максимальными порывами до 30 узлов, изменяясь в течение времени от
Дата | Сила и направление ветра | Парусное вооружение,
курс относительно ветра, примечания |
24 ноября | Днем 16–26 (30) СВ → С. В зоне акселерации возле аэропорта порыв 30 уз, потом чуть не заштилели. | Идем с гротом и стакселем, рифим грот
до 2 рифа, стаксель соответственно подкручиваем. |
25 ноября | Ночью 8–10 С → 0 → 10–12 ЮЮЗ → 0. | Два раза включали двигатель, на 0.8 часа. |
Утром 18 (20) С → 14–16 С. | Ветер крутило весь день. | |
Днем 18–22 (24) СЗ → С → З. | ||
Вечером 15–19 (25) СЗ → СВВ. | ||
26 ноября | Ночью 15–22 | Несли спинакер с 17:20 по 01:40
(всего 08:20), пока ветер окончательно не зашел до галфвинда. |
Днем 8–18 | ||
27 ноября | Ночью 8–15 | Ночью шли в галфвинд, утром в
бейдевинд. |
Днем 12–18 | ||
28 ноября | Ночью 7–13 | |
Днем 3–9 ЮЗ. | 10.4 часа шли под двигателем | |
29 ноября | Ночью 10 → 22 Ю. | Идем под гротом и стакселем, рифимся. |
Днем 16 → 30 ЮЗ. | ||
30 ноября
(шторм) | Ночью 20–32 ЮЗ. На пару часов ветер
падал до 15 узлов. | Рифились и разрифривались. |
Утром 25–30 (35) ЮЗ. | В 10:30 поставили штормовой стаксель
и трисель. | |
Днем 30–38 (42) ЮЗ → ЮЮЗ. | В 18:07 прошли глаз циклона с ливнем и
крутящимся ветром, падающим до 0. | |
Вечером 20–26 (30) Ю → ЮЗ. | Убрали штормовые паруса в 22:55. | |
1 декабря | Ночью 15–25 (28) ЮЗ → ЮЮЗ. | Всю ночь шквалы, долбились в лавировку. |
Днем 14–20 (30) ЮЗЗ → З → ЗЗС. | Шквалы, с 13:30 по 21:30 (за 8 часов)
прошли 16.5 миль, по лагу 40 миль. | |
2 декабря | Ночью 15 (23) → 11 ЗЗС. С 03:40 на шквалах
больше 13–14 узлов не было. | Бейдевинд, всю ночь идем с
закрученным рулем. |
Днем 8–12 | Полный бейдевинд. | |
3 декабря | Ночью 9–15 ССЗ → С. | Галфвинд. Вчера к ночи нас догнала яхта
с генакером. На ночь они его сняли, и утром мы ее снова обогнали. |
Днем 10–18 С. | Яхта с генакером опять обогнала нас. | |
4 декабря | Ночью 14–24 С → СВ. | |
К 8 утра упало до 8–10 В. | 4 часа шли под двигателем. | |
Днем 8–10 В. | Ехали со спинакером с 12:20 до 20:20
(всего 8 часов). | |
Вечером 16 (20) СВВ. | ||
5 декабря | Ночью 10–20 СВВ → В → Ю. | Едем на бабочке со с 04:01 по 06:31. Можно было и раньше поставить, часа 2 ползли с ветром 10–12, хлопали парусами. |
Утром 4–6. | Час шли под двигателем. | |
Днем 9–15 Ю → ЮЮВ → СВВ → ЮВВ → В. | В 16:40 поставили спинакер. | |
6 декабря | Ночью 8–12, ЮВВ. К 09:30 ветер 5–9 ЮВВ. | Мучаем спинакер. В 10:06 сняли спинакер,
завели двигатель. |
Днем 5–9 ЮВ → В → ЮЗ. | ||
7 декабря | Ночью 4–8 ЮЗ. | Продолжаем идти под мотором,
определялись секстантом. |
Днем 2–5 переменный. | ||
8 декабря | Ночью 3–5, раздуло к 03:40 до 10–12 СЗ. | Выключили двигатель, шли под ним 41 час. |
Утром 8–16 С → СЗ. | ||
Днем 12–16 (18) ССЗ → С → СЗ. | ||
9 декабря | Ночью 16–18 (20) ССЗ →
12–18 (20) С. | Рифим грот со стакселем и разрифливаем. |
Днем 13–18 (21) СВВ. | Волна 2 метра. | |
10 декабря | Ночью 20–23 (26) СВВ. | |
Днем 18–24 (28) СВ → СВВ. | Волна 3 метра, идем под гротом и стакселем. | |
11 декабря | Ночью 15–23 В. | Поставили бабочку со |
Днем 16–22 (28) В. Постоянно шквалит,
ветер иногда падает до 14 узлов. | ||
12 декабря | Ночью 18–25 (31) В. | Все еще несем бабочку. |
Днем 18–25 (28) В. | Снимали бабочку на час, огромная туча в
полнеба спутала все ветровые планы, шквалит постоянно. | |
Вечером 16–20 (23) ЮВВ. | ||
13 декабря | Ночью 14–23 (34) ЮВВ. | Шквалит, все еще несем бабочку со
|
Днем 15–24 (27) | Продолжает шквалить. | |
14 декабря | Ночью 18–25 (33) ЮВВ. | Все еще шквалит, все еще бабочка. |
Днем 17–26 (30) В. | Бабочку сняли за (финиш в восточном направлении, бейдевинд). |
Итого, под штормовыми парусами шли 12:25 (2.6% от общего времени, последние часа два выпуская в дополнение к ним геную и полностью скручивая ее на порывах). Спинакер несли 33:46 (7% времени). Был бы больше экипаж, смогли бы нести его немного больше — может быть, часов 40. При ветре больше 20 узлов мы спинакер не несем
На двигателе мы шли 57 часов (11.9% времени), и эффективно уменьшить это время при выбранном курсе мы могли бы максимум на пару часов. Коэффициент штрафа за использование двигателя в этом ралли был таков, что при скорости по курсу менее 2.85 узлов нам выгодно было запускать двигатель. Интрига, однако, была в том, что штраф объявляют уже после закрытия финиша, а при максимально возможном (по правилам) штрафе
Всего переход занял 479:30, 351:45 из которых (61.5%) мы шли под гротом и стакселем, не используя ни
Есть у нас выпущенный в 2002 году американский «Atlas of Pilot Charts» для северной Атлантики с розами ветров для каждого месяца. Если посмотреть ноябрь—декабрь, то каким путем ни пойди с Канар на Карибы (северным или традиционным), от 70% до 90% ветра должно быть
Достаточно грубый анализ судового журнала дает нам розу ветров, изображенную на рисунке выше (большая черная на переднем плане). Можно провести анализ с точностью до часа, но кардинально картины это не изменит, и ничего нового в науку не привнесет. Подложкой нашей розы ветров служит карта на декабрь из американского атласа. Как видно, у нас
Конечно, это совсем не типичная погода, и было бы неосторожно по ней
Лидеры гонки порвали не один спинакер, и, если вы готовы нести его в свежий ветер и шквалистую погоду, лучше иметь их два. Большие сомнения у нас перед выходом были, будут ли спинакера хорошо стоять на океанской волне. Сомнения были напрасны. Мы несли эти паруса при умеренном ветре и, соответственно, умеренной волне. При ветре от 10 узлов паруса стояли отлично, и никакая волна не могла им помешать, при ветре меньше 6 узлов он практически не работал.
При ветре от 6 до 9 узлов спинакер хоть и вызывал досаду, но в половину скорости ветра лодку исправно тащил, и альтернатива ему была только одна — дизель. Грот и стаксель в слабый попутный ветер это уже не досада, а настоящая тоска. Скорости нет, качка, паруса постоянно хлопают на волне, лодка никак не может разогнаться. В слабый ветер мы несли спинакер без грота, чтобы не трепать зря грот и не мучаться, слушая, как гик дергает
Со штормовыми спинакерами я лично дела не имел, и погода у нас была достаточно шквалистая. Когда дует 20, иногда падая до 15 и с порывами до 30 узлов, то бабочка может оказаться эффективнее штормового спинакера, так как стаксель можно подзакрутить, не снимая
Можно отказаться от штормового спинакера и даже от спинакера, но большой ошибкой будет не иметь
Повторюсь еще раз про
И последний совет, который наверняка для
Комментарии