Cпецпроект «Акватории Нового Калининграда.Ru»

Калининградская парусная яхта «Мур Мур» стартовала 24 ноября с Канарских островов в Карибское море через Атлантический океан с экипажем из трех калининградских яхтсменов. Яхта пересекла Атлантику за 19 дней 23 часа 30 минут, заняв третье место среди 18 лодок в Atlantic Rally for Cruisers 2013. На этих страницах вы найдете ежедневный онлайн-дневник яхтсменов. Связаться с экипажем и задать им вопросы можно в комментариях внизу страницы.

Пассаты
  • 11.12.2013

Ну, вот они и начались, эти пассаты, которые мы никак не могли найти. Кораблям с прямым парусным вооружением самое то, а мы не очень в восторге. Волна вызывает бортовую качку и время от времени норовит утащить нас с курса. С середины ночи ветер отошел к востоку, и мы поставили паруса на бабочку: грот — на левом борту, оттянутый завал-талью, а стаксель — на правом борту, поддерживается спинакер-гиком, растянутым, в свою очередь, топенантом и оттяжкой.


Рулить на таком курсе — не большое удовольствие. Лодка кренится то влево, то вправо, сидишь весь раскоряченный. Хочется постоять, но постоять удается пока ветер до 20 узлов. Когда больше, нельзя допускать ошибок, а значит, надо как следует раскорячиться и рулить двумя руками, иногда с усилием. Ночью ветер дул 16–20 узлов, иногда падал до 13, а иногда и шквалил до 28. Скручивай стаксель, раскручивай стаксель.

При ветре 25 лодку на автопилоте надолго не оставишь. Гироскопа в нем нет, качку он не понимает и рулит совсем неправильно. Тебя валит волной, а он добавит. Так что приходилось рифиться чуть заранее. А если честно, так как скорость терять жалко, то в последний момент. Только скрутил стаксель, бегом к штурвалу, а через секунд 15 как дунет 28 узлов, и летишь на одном подрифленном гроте по волне. И думаешь — это все, или еще поддаст?

Впрочем, грех жаловаться. Идем по курсу — и слава Богу. Хоть немного впрок нарулимся, чтобы дома не скучать. Вчера (считаем с 15:00 сутки) мы шли со средней скоростью по воде 6.9, сегодня — 6.7, сейчас идем 6.8 — неплохо. Немного еще оторвались от четвертой позиции. Это нас всех очень радует и задорит, и за четвертым вроде тоже никто нам на пятки не наседает.

Хозяйке на заметку: мы спинакер несем при ветре ниже 15 узлов, при 18 уже снимаем. Мало у нас опыта с этим парусом, оковка на мачте слабая. Не рискуем. Да и в 18 узлов лодка идет на пределе скорости корпуса, жмет все 8.5 узлов. Если пассаты всегда дуют в районе 20 узлов, есть смысл купить штормовой спинакер. Был бы у нас парус квадратов 50, как бы мы роскошно сейчас ехали! Сам бы нас тянул куда надо, рулить легче бы было, наверняка. А то с бабочкой все-таки нервно получается.

Корабль у нас ухоженный, чистенький-опрятненький. А вот системы вахт у нас нет. Я дома заготовил несколько шаблонов, включая очень любопытную — материнскую вахту. При ней втроем получается, что раз в три дня ты на хозяйстве, и раз в три дня спишь восемь часов подряд. У нас получается по-другому.

Часов в семь-восемь вечера, когда жара спадает, я отправляюсь спать. Леша и Катя — на вахте. Встаю в четыре утра, и кто-то, обычно Леша, перекусывает и идет спать около пяти. Иногда сразу, а иногда через час-два, если погода нервная или просто заболтаемся, отправляю спать Катю. Дальше стою один, с автопилотом наизготовку. Ребят я не бужу, даже если сильно устаю. Я-то уже все равно выжат, а они смогут подольше поработать. Солнце у нас тут садится в начале первого, встает в двенадцать. Леша просыпается сам в полтретьего-три и спустя полчаса подменяет меня на руле. Я отправляюсь заниматься навигацией и прогнозами.

Катя встает тоже сама, в районе четырех. Завтракает, и чередуется с Лешей на руле. Часов в шесть мы, обычно, все вместе обедаем, а потом уже перекусываем по желанию и возможности. Последние дней десять никто никого не будит, все встают сами, а значит, более-менее высыпаются. Готовка и уборка — по наличию свободного от рулежки времени. Видимо, у нас высокосознательный экипаж, раз всегда чистенько и есть, что поесть.

Позавчера Леша замариновал тунца в лимоне и кокосовом молоке, солью и перцем. Получилось вкусно, хотя кокос никак не чувствуется. Едим тунца, едим и надеемся доесть завтра. Вчера, наконец, доели йогурты. Хозяйке на заметку: маленькому экипажу, которому приходится много рулить, некогда рубить тазики изысканных салатов. Обычно мы режем помидорку, перец, огурчик прямо в глубокую тарелку, из которых в мирное время едим каши. Да и тазик с салатом на стол не поставишь, все тарелки приходится цепко держать! Так что не берите в Океан того, что вы не готовы есть отдельно от всего. Если вы не хрумкаете капусту, вам хватит и одного кочана, так как часто салаты, наверное, делать не сможете.

А теперь новости для тех, кто следит за соревнованием ветрогенератора и солнечных панелей. Текущий счет 692:420 в пользу панелей за 408 часов. За предыдущие сутки ветрогенератор дал нам 7 ампер-часов, несмотря на бодрый ветерок в 18–21 узел в среднем. Он, к его беде, попутный. Панели дали 46 ампер-часов, хоть мы и вращаем панель за солнцем. Но к вечеру солнце за парусами, и облака тут нередко бывают. Сегодня утром вообще все слоистой облачностью затянуло часа на два. В предыдущие сутки панели дали 51 ампер-час, а ветрогенератор — 10 ампер-часов, шли в бакштаг, а не в фордевинд, как сейчас.

Вот такие новости на сегодня. Погода неплохая, солнечно, тепло, вода еще теплее, ветер попутный, идем бодро. Если раньше мы просто плыли куда-то в Океан, то в последние пару дней начали считать время и мили до финиша. Работы сейчас много, устаем, хочется прийти и отдохнуть.


Обсудить на форуме →

171 миля за сутки
  • 10.12.2013 17:20:00

По отчету организаторов, мы за сутки стали на 171 милю ближе к финишу, идя по курсу со скоростью 7.2 узла. Увеличили отрыв от четвертой позиции до 157 миль, но Swan догнать так и не смогли. Он идет быстрее нас. Тут мы ничего поделать не можем. Разные классы лодок, разный вес, разные размеры.


Хорошие суточные результаты стоили нам серьезных усилий. Много парусов, много рулежки, увалы под шквалы, зарифливания-разлифливания. К утру, после семи часов за штурвалом, меня начала мучить паранойя: правая краспица выше левой! Если ее выдавит, потеряем мачту! Померили: выше на 2 сантиметра. Подумал, как ее опустить. Потом посмотрел фотографии на компьютере — так мы ее так и поставили в начале сезона. Хух, отлегло. Скачал прогнозы. На нас идет шторм и накроет завтра. Е-мое, вчера еще никакого шторма не было. Им вообще тут делать нечего нынче. Прочел еще раз внимательно. Перепутал широту и долготу, шторм валит вообще в другую сторону. Хух, отлегло. На 15N 30W дрейфует яхта, экипаж сняли. Жалко.

Новички не любят острые к ветру курсы. Крен, волна заливает борт, ветер свищет, а если паруса плохо настроены, то лодкой тяжело управлять. Другое дело — идти по ветру! Нет крена, только легкий попутный ветерок — красота, самое время доставать пиво. С опытом восприятие меняется. Острый курс — самый любимый. Хочешь — не рули. Настрой паруса, закрепи руль и лодка сама пойдет. Лодка говорит тебе, когда парусов или ветра много, своим креном. Ты можешь потравить шкоты, и паруса сбросят ветер. Можешь привестить еще круче к ветру, и лодка выровняется. Можешь одним движением руля положить лодку в дрейф и спокойно заняться парусами.

Когда ветер дует в борт, при усилении ветра можно подставить ему корму. Тогда один парус начнет перекрывать другой, а скорость ветра действующего на паруса уменьшится, так как из скорости ветра начнет вычитаться скорость лодки. Полный курс самый опасный. Лодка говорит с тобой только усилием руля, когда ты возвращаешь ее на курс. И скоростью. И один ты ничего не можешь сделать. Нужен еще кто-то на шкотах, чтобы реагировать быстро.

Ветер сегодня скисал до 15 узлов и усиливался на шквалах до 28, стабильно дуло 17–20 ночью и 20–25 к утру. Курс почти полный, попутная волна высотой три метра норовит тебя привести к ветру, как только зазеваешься. Некоторые волны хорошие, они тащат тебя вместе с собой. На спидометре мелькают цифры: 7, 7.5, 8, 8.5, 8.7, 9.1. Иногда тебя сразу подхватывает еще одна волна и тащит дальше. И так нам еще четыре дня. Можно зарифиться и пойти поспокойнее. Ночью так и сделаем. А пока мы очень хотим не дать себя догнать идущим за нами лодкам.

В общем, будет работенка. А так солнышко, ночью дождик небольшой минут на десять был, рыбки летучие продолжают сыпаться на палубу. И тунец на завтрак, обед и ужин. Кате в виде исключения — йогурт.


Обсудить на форуме →

2000 миль за кормой
  • 09.12.2013

Мы снова идем, и довольно шустро, скорость — около 7 узлов. Дует — около 20 узлов. Вчера мы выбрались на вторую позицию своего дивизиона, но сегодня опять сползли на третью. Наш соперник, «Swan 44», неподалеку — мы проигрываем ему 10 миль. Отыграть их на таком ветре будет непросто. «Swan» длинный, тяжелый и в такой ветер полетит. Но и мы не ползем, слава Богу. Четвертая лодка в группе отстает на 118 миль. Ветра обещают попутные, 20–25 узлов и так до самого финиша. Севернее они посильнее, и мы на всякий случай продолжаем медленно сваливаться на юг. Много ветра тоже ни к чему.


Погода установилась хорошая. Голубое небо, кучевые облака. Вода 32 градуса, и в салоне 32 градуса. Хорошо, что вентиляторы поставили. Днем без них не заснуть. Вода голубая-голубая. Искупались бы с удовольствием, но очень хочется в первой тройке прийти. Идем, не теряем времени. Искупаемся уже, даст Бог, на Санта-Лючии.

Летучие рыбки продолжают нас радовать. Вчера одна взлетела перед носом лодки и пролетела ее всю, чуть не врезавшись в рулевого по дороге. Иногда они летят над водой стаями (или косяком?) рыбок по 50, красиво. Акул не видели ни разу, дельфины приходят раз в три дня ненадолго.

А мы продолжаем тем временем есть тунца. Съедено пока меньше половины, и это печалит. Мы уже доели сосиски в вакуумной упаковке, и, чтобы отключить наконец холодильник, нам осталось только доесть йогурты. А теперь там тунец сидит, и есть нам его еще и сегодня, и завтра, и если не испортится — то и послезавтра.

Тушенки за весь переход мы пока съели всего четыре банки. На борту их еще банок сорок. Плюс консервированных сосисок у нас восемь банок по шесть штук. Еще ни одной не съедено. Горошка всякого консервированного и кукурузы завались — одну банку кукурузы только как-то съели. А огурцы и помидоры свежие даже и не думают заканчиваться. Апельсинов, яблок и лимонов полно, картошка есть, и мандаринки еще остались.

Вчера наконец распечатали килограммовую упаковку сахара. Первую с начала похода, все килограмм, открытый в Лас-Пальмасе, не могли доесть. Кофе идет вторая пачка, первая тоже с Лас-Пальмаса. Чая маленькую упаковку вчера допили, пакетиков сорок было, осталось две большущих. Шоколада мы брали из расчета — плитка в день, но руки загребущие нахватали еще «сникерсов», «баунти» и «марсов». Шоколадок пять, может, съели. Эдак нам продуктов не только на обратную дорогу хватит, но еще и останется. При этом кушаем сколько влезет и даже больше. Битву в созревшими бананами до сих пор вспоминаем с содроганием. Не лезет в матроса больше пяти бананов в день.

Не покупайте в Атлантику много еды, тут ее полно плавает. Главное, лески побольше на удочки, метров 200, не меньше. Закончится рыба — еще поймаете. И приманки цепляйте поменьше, крупная рыба как трофей хорошо, а как еда — есть устанете и хранить. Из-за еды нам много приходится рулить. Да что там много — всегда. Автопилот включаем, только когда один на вахте, и надо такелаж поправить.

Ветровой автопилот — еще один член вашего экипажа, который не ест, не пьет, не жрет электричество, не валится с ног от усталости и может работать как аварийная рулевая система. Кто собирается далеко малым экипажем, незаменимая вещь.

На лодке у нас всего вроде бы хватает, экипировались мы достойно к Океану. Тьфу-тьфу. Чего бы я еще захватил на берегу, так это лист нержавейки 20×30 см и толщиной 3 мм. Если из палубы что вырвет, у нас есть немного морской фанеры и досок. Но с нержавейкой было бы надежнее. На серийных лодках многое стоит на палубе с обычными широкими шайбами снизу. Кроме стоячего такелажа, разумеется. Заменить шайбы на пластины я не успел. В шторм, если придется штормовать на плавучем якоре, может и повырывать утки. Так что, кто в будущем году в ARC собирается, хоть носовые утки и кормовые усильте.

Суперяхты уже вовсю финишируют, наша «Касатка», в прошлом участница знаменитой кругосветки «Volvo Ocean Race», а нынче «Monster Project», пришла второй. Помимо нее пришло еще семь яхт. Хорошо идут пермяки на «Parma», тоже Dufour, но заряженный, серии Performance, им осталось трое суток. Они нас обещали встретить и раскатать на причале красную ковровую дорожку. Ну а те, кто плетется в хвосте, отстали от нас больше, чем на 1000 миль. Либо у людей поломки, либо они на Кабе-Верде пиво пили, пока мы штормовые паруса дергали.

Вот такие дела на сегодня. Пойду сейчас настоящие завал-тали на нос заводить, ветер к ночи в корму зайдет. Да, хозяйке на заметку. Если у вас нет нормальной классической завал-тали, с носа на нос, с носа в корму, делайте. Все эти веревочки к уткам на миделе, и тем более к вантам — это только у берега можно. Всем хорошей погоды!


Обсудить на форуме →

Бутылочная почта: сокровища «до востребования»
  • 09.12.2013

Сегодня мы прикоснулись к одной из морских традиции древнего мореходства, которое в наше время, скорее, превратилось в забаву — отправили письмо «бутылочной почтой» по адресу на побережье океана с пометкой «до востребования».


Двое суток штиля, пока автопилот старательно трудился и вел нас курсом к Карибскому морю, позволили команде немного расслабиться и выпить прохладного шампанского (вот он настоящий круиз) за половину пройденного пути. Шампанское было предусмотрительно приготовлено заранее, чтобы отправить «письмо счастья». 8 декабря в 18:00 по судовому, то есть калининградскому, времени запечатанная бутылка с письмом и сокровищами была предоставлена воле атлантических волн и течений в координатах 17 42N 45 03W и начала свой путь к получателю. Вот будет интересно, если такой способ отправки сообщений окажется быстрее, чем традиционной «Почтой России».

В наше время нередко путешественники сбрасывают бутылки с посланиями, и каждый вносит свою изюминку в это сообщение. Например, барк «Седов» в прошлом году наряду с письмами о морских традициях отправил «бутылочной почтой» еще и немного спама — рекламу пива. Тут все в традициях современных электронных писем!

Мы же написали тому счастливчику, который найдет бутылку, о ралли и пересечении Атлантического океана яхты «Мур Мур». Забрасывать рекламой потенциальных получателей не стали, а наоборот, решили, что найденная бутылка должна стать своего рода кладом, который, наверное, мечтает найти каждый из нас. Так вот, вместе с письмом в океанское плавание отправилась картина молодой калининградской художницы Анастасии Пигулевской, которая в духе старинных открыток Кёнигсберга акварелью изобразила наш родной город и прусских котов. Также мы положили в бутылку русские деньги (10-копеечные монеты пришлось, правда, немного согнуть) и немного монет других стран, которые нашлись в судовых запасах и пролезли в горлышко. Ну, и чтобы все это меньше сырело, засыпали горстку риса. И на этом моменте в команде сразу родилась шутка, что если нашу бутылку вынесет к берегам «голодных» островов, то рис и будет, наверное, основной ценностью этого послания. А может, для кого-то мы откроем этот злак, кто знает. Правда, в этом случае мы об этом и не узнаем — вряд ли на тех берегах будет почта или телефон, чтобы сообщить нам о находке.

Положив все это в бутылку, мы закупорили ее крышкой и залепили эпоксидным водостойким клеем, приклеив на горлышко 10-копеечную монету российским гербом вверх. А для привлечения внимания, покрасили горлышко красной краской из баллончика. Теперь точно наше послание не должно остаться без внимания. Правда, во всей боевой окраске бутылка очень стала похожа на воблер, на который мы поймали вчера тунца, поэтому существует вероятность, что наше письмо будет проглочено как приманка. Но и тогда еще остается шанс, что когда-нибудь его отыщут. Нередки случаи, когда из пойманных рыб доставали предметы человеческой жизнедеятельности.

Еще проскальзывала версия, что письмо могут подобрать участники ралли, идущие за нами. Остается только гадать, куда же вынесет бутылку, прибьет ли ее к берегу или нет, кто и когда ее найдет. Но мы очень надеемся, что это рано или поздно произойдет, и наше сообщение порадует кого-то, и однажды мы в электронном ящике найдем ответное письмо.

А теперь о нашем продвижении. Мы наконец-то выбрались из штилевой зоны. Почти двое суток под мотором, а океан вчера вообще больше походил на зеркальную поверхность озера, если бы не длинная волна, изредка покачивающая лодку. Ближе к утру раздуло до 15 узлов, мы, поставив полные паруса, полетели в галфвинд (ветер, дующий сбоку относительно движения лодки) 7 узлов. По прогнозу, впереди нас ждет 20–25 узлов попутного ветра — неужели вот они пассаты, которые после двух недель плавания уже казались каким-то мифом, о котором все говорят, но который никто не видел. Но это пока лишь прогноз, а мы уже неоднократно убеждались, что они часто ошибочны. До финиша уже меньше 1000 морских миль, а это уже, можно сказать, снова почти прибрежное плавание, и с каждым часом мы все ближе и ближе к финальной точке этого ралли, и вообще этого сезона, который благодаря атлантическому переходу продлился аж до декабря.


Обсудить на форуме →

Практическая астронавигация
  • 08.12.2013 14:37:00

Астронавигация до недавних пор была одним из главных искусств морехода. Сейчас, когда уже сложно купить телефон без GPS, нередко к ней стали относится как к вязанию носков — занятно, долго, архаично, на любителя. Тем не менее, в океанских плаваниях это по-прежнему незаменимая наука. Случаи полного выхода всей электроники на борту яхты редки, но не исключительны. Идти по счислению в океане, вычисляя свое положение по пройденному пути и курсу, с достаточной точностью вряд ли получится даже у очень опытного моряка. Океанские течения, ветер и волны дают существенную разницу между компасным и истинным курсом.

Есть в астронавигации и еще один практический и философский аспект. Изучая астронавигацию, можно узнать некоторые простые приемы, которые помогут ориентироваться в окружающем мире без приборов. В этом плане я могу рекомендовать полистать книгу Павла Попова «Общедоступная практическая астрономия», выпущенную в 1953 году и доступную сейчас в интернете. Философский же аспект для каждого яхтсмена должен быть очевиден. Если мы любим парус за свободу перемещаться куда захотим и где захотим, за свободу от топлива, берега и цивилизации, мы должны любить и астронавигацию за свободу знать, где мы находимся, без американских, российских и китайских спутников.

Кстати, про свободу. Недавно «Моя планета» выпустила одну забавную книгу. Автор ее настолько решил оторваться от цивилизации, что купил мешок разных семян, которые проращивал у себя на лодке и употреблял ростки в пищу. Он также приводит сведения по пищевой ценности разных продуктов и делится энциклопедическими знаниями по пригодности к употреблению в пищу разных видов водорослей. В общем, если вам нравится фильм «Водный мир», то купите эту книгу, разных семян рублей на триста, и лет десять можете жить в океане, ни в чем себе не отказывая.

Теперь вернемся к астронавигации. Существует множество способов определиться по небесным телам. Сегодня мы попробуем сделать самое волшебное и красивое — определиться по звездам. Самый простой способ определить широту по высоте полярной звезды знают все. Без мореходных справочников, правда, точность составит миль сто-двести, так как Полярная звезда все-таки не над самим полюсом висит, а имеет склонение N89.2. Теперь нарисуйте круг, который будет обозначать нашу Землю, а повыше над полюсом — Полярную звезду. Наметьте где-то на 20 градусах северной широты точку на краю круга. Мы здесь. Под каким углом будет видна Полярная звезда?

Чтобы получить правильный ответ, нужно из нашей позиции нарисовать линию, параллельную той, что соединяет полюс с Полярной звездой. А через нашу точку позиции провести по касательной к кругу линию горизонта. Так как звезды от нас очень далеки, и как бы мы по земле не перемещались, все прямые с любой точки нашей планеты до звезды будут графически параллельны. Рисуйте аккуратно, так как каждый градус ошибки по широте дает ошибку ровно в 60 морских миль.

Теперь внимание. Если звезда над полюсом (90N), а мы под ней (высота звезды, как мы ее видим, 90 градусов), то мы на полюсе — наша широта 90N. Если же высота этой звезды 20 градусов, то значит, мы на 20 широте. Теперь абстрагируемся от полюсов. Мы только что вывели, что если мы знаем точку на нашей планете (назовем ее GP), которая находится прямо под звездой (это был Северный полюс), то измерив ее высоту, мы найдем на поверхности земли круг (в нашем примере это была широта — это круг на поверхности планеты), чьи точки равноудалены от GP. Один градус неслучайно равен 60 морским милям, и если высота звезды 20 градусов, то мы находимся где-то в удалении (90–20)x60 = 4200 морских миль от ее GP.

Теперь вы знаете, как работает астронавигация! В морском альманахе есть порядка 60 навигационных звезд, и недолго покопавшись в таблицах, мы для каждой звезды можем найти ее GP на любой выбранный момент времени. Измерив высоту нескольких звезд, мы нарисуем на планете несколько соответствующих высотам кругов. Где круги пересеклись — там и мы. Альманахи, кстати, в интернете есть бесплатные (одна коммерческая фирма так рекламирует свою программу), все желающие могут скачать.

Глобус, конечно, никто не разрисовывает. По сути, задача сводится к решению сферических треугольников. Это так же, как с обычными треугольниками, но на сфере, а потому синусов-косинусов побольше. Решать задачу можно при помощи калькулятора, а можно при помощи таблиц в морском альманахе. Второй способ требует внимательности и аккуратности — тут берем альфу, по альфе в другой таблице бету, а по бете еще в одной таблице гамму. Если бета такая, то эпсилон берем тут и прибавляем, а если другая, то здесь и вычитаем. Ничего сложного, алгоритм отписан, только очень долго и кропотливо. Зато без электроники.

Итак, суть вы поняли, теперь вернемся к магии — к снятию звезд. Чтобы получить высоту звезды, нужно совместить в секстанте ее отражение с горизонтом и прочесть показания. Для этого, кроме секстанта, нам нужна звезда (небо должно быть чистым) и горизонт. Горизонт отчетливо видно в сумерки — после заката и до рассвета. И звезды лишние к тому моменту гаснут, остаются только самые яркие — как раз те, что из альманаха. Практически на широте 20 градусов сейчас есть около 25 минут два раза в сутки на то, чтобы снять высоты звезд. При этом нам будут мешать облака, качка, мачта и разные стойки заслонять обзор — придется быть расторопным.

Поэтому к снятию звезд готовятся заранее. По справочнику определяют время обсервации и положение точки Овна. Она служит своеобразным нулевым меридианом небесной сферы, вращающейся вместе со всеми звездами вокруг нас. Когда-то она проходила через Орион, но с тех давних пор, как все эти чудеса открыли, Орион сместился градусов на 30, а название осталось. Затем по нашей примерной широте и положению точки Ориона мы можем заглянуть в издание «Sight Reduction Tables for Air Navigation» (есть в интернете, издается раз в 10 лет), которое нам подскажет, какие звезды нам лучше всего выбрать — они должны быть яркие, на высоте 20–60 градусов (чтобы меньше было влияние атмосферной рефракции) и расположены вокруг нас, чтобы пересечение их линий позиции (кругов на земной сфере) было не под слишком острыми углами. Впрочем, выбрать звезды можно и разными другими способами. Для звезд нам нужно примерно определить высоту и азимут на момент обсервации, чтобы не выискивать их в небе и не сомневаться, те ли звезды мы снимаем. После того, как мы это сделали, берем часы, ручку, бумагу, пеленгатор и секстант и отправляемся на палубу.

Для тех, кто хочет поупражняться. Сегодня 7 декабря. Утром мне удалось снять следующие звезды [время GMT/UT, звезда, высота (инструментальная ошибка) ]: 08:16:12 Spica 38 07.5 (-1.8), 08:26:20 Dubhe 46 56.5 (-2.2), 08:32:03 Spica 41 17.0 (-1.9), 08:33:26 Arcturus 41 41.0 (-1.9), 08:37:51 Sirius 19 18.0 (-0.8), 08:40:05 Sirius 18 49.5 (-0.8), 08:45:30 Arcturus 44 29.0 (-2.0). Конечно, снял я немного больше, но часть показаний забраковал. Либо записал с ошибкой, либо сажал в темноту, либо считать нужно сложным способом. Здесь не учтено, что судовые часы спешат на 6 секунд. IE 1' OFF. А в скобочках дополнительная поправка к измеряемой высоте, вызванная старостью моего прибора.

Купил я его на барахолке в убитом состоянии и немного восстановил. На угле 10 градусов он завышает показания на 0,35' и на каждый следующий градус значение ошибки растет на 0,05'. Для высоты 18 градусов, соответственно, ошибка уже 0,75'. Выверял я его сам по парам звезд, кому интересно, на форуме журнала «Катера и Яхты» есть про это тема. А кого интересуют ошибки навигационных инструментов вообще, отправляю к книге А. И. Фатьянова «Практическое руководство по выверке и определению поправок штурманских приборов на судах», которую можно найти в интернете.

После снятия звезд требуется для каждой обсервации нарисовать линию позиции на карте. По-хорошему, каждую звезду надо успеть снять раза три, чтобы достоверно исключить ошибки, вызванные плохой видимостью и качкой, ошибки записи показаний. Звезд нам надо, по-хорошему, минимум три, чтобы уверенно найти точку пересечения. Итого, работы будет немало — с десяток обсерваций обсчитывать!

Существует достаточно простой способ вычислять линии положения по публикации 249 тома 1 «Sight Reduction Tables for Air Navigation». Не буду его здесь описывать, все желающие смогут скачать эту публикацию и прочесть пару страниц введения к ней. При некоторой сноровке на одну обсервацию уйдет минуты три. Я же сегодня, признаюсь, заморочился на половину дня. Вот что значит редко практиковаться. Я обсчитал обсервации, и когда начал рисовать, то увидел, что все летит не туда и в разные стороны. Тогда я даже обсчитал «плохие» обсервации, и с удивлением обнаружил, что они оказались лучше «хороших». От примерных координат GPS все улетало аж до тридцати миль в сторону! Не может быть!

Условия были неплохими. Длинная океанская волна высотой до метра и длиной метров пятьдесят и мелкая волнишка сантиметров по десять. Горизонт не везде хорошо просматривался, но терпимо. Откуда такие ошибки вылезли? Даже при небрежном снятии звезд и небрежной записи сложно получить ошибку больше 10 минут. А здесь линии позиций даже сходиться куда-то в одно место не хотят. Все перепроверил.

Ошибки, наверное, вылезли с ночной вахты. Я зачем-то все пеленги на звезды стал вычитать из 360 градусов (такую ошибку вообще-то можно сделать, только если совсем не понимаешь, что делаешь — но уж что сделано, то сделано). Когда я понял, что натворил, все линии позиций дружно легли рядом, в паре миль друг от друга. Ё-мое, из-за этой своей глупости, или, скорее, бездумности, я потерял часа три, перепроверяя результаты, считая ненужное, пересчитывая результаты другим способом.

В 08:00 GMT лодка находилась в координатах 18 40.3N 041 48.5W, в 09:00 GMT — в координатах 18 38.4N 041 54.6W, следуя курсом 251 градус со скоростью 6.1 узла. По-хорошему, если мы определяем позицию на 08:30 GMT, то все линии позиций нужно соответственно курсу и скорости сместить. Ввиду неудачно малого рисунка я не стал этого делать, решив что дополнительная ошибка в 1.5 мили (начал снимать в 08:16, закончил в 08:45) сильно картину не испортит.

У меня по рисунку получилось примерно 18 39N 041 57W, а позиция лодки в 08:30 была 18 39N 41 51W. Ошибка составила около 5 миль. Возможно, если перерисовать рисунок в другом масштабе (у меня сейчас миля — 1.2 миллиметра), учесть курс и скорость, то точность окажется выше.

Но и такой точности вполне достаточно, чтобы выйти к нужному острову или нужному порту, и начать использовать для навигации береговые ориентиры. Практически, мне удавалось моим прибором определяться с точностью в 2–3 мили. Считается, что это очень неплохой результат.

На этом, наверное, тему астронавигации в дневнике закроем. Ну, может, по солнцу еще завтра определюсь. Тоже давно этого не делал. А желающим изучить астронавигацию я категорически рекомендую Алексея Панасенко из московской яхт-школы «Rays», чей вымпел я сейчас несу под левой краспицей, как ее выпускник. Он замечательно умеет преподносить сложное просто.


Обсудить на форуме →

Комментарии