На пляж, на пляж! Через океан мы перевезли новенькую Катину доску для серфинга, которую она еще ни разу не пробовала. Неподалеку от нас, на восточной части острова, расположен Cotton Bay, где собираются серферы и кайтеры. Кинули в машину доску, пол-ящика холодного пива. Взяли с собой книги. Собрались, в общем, загорать, читать и серфить.
Оказалось, что отдыхать мы пока не научились. Пляж очень хорош для кайтеров и виндсерферов. Рифы гасят волну, и в заливе много ветра и мало волн. Каталось около десятка человек, стояло несколько машин и палаток. В кафешке на берегу можно было арендовать что-то из оборудования. Инструктор на гидроцикле следил за катающимися. Мы нашли уголок, куда немного волны доходило, Катя попробовала-попробовала, но толком у нее ничего не вышло. Слишком мало волны. И что мы сделали? Собрали рюкзаки, сунули доску под мышку, и поперли в горы искать волну, оставив нашу машину на пляже.
Виды, надо сказать, замечательные. Кактус разный прет, некоторый метра по четыре в высоту. Дичка растет, но не яблоки, а кокосы. Под ногами травка мягкая, невысокая. Цветет что-то где-то. Океан вокруг плещется. Мартиника в 16 милях видна. Идти не жарко, с моря дует ветерок узлов 15, самое то. Кстати, желающие могут взять на Cotton Bay лошадей и покататься по горным тропкам. Смотрите только, чтобы лошадь вас в кактус не скинула.
Километра через три нашли замечательный пляжик на северной оконечности острова, с приятным песочком. Волна там высокая, но короткая. Но что еще хуже, между Мартиникой и Санта-Лючией возникают течения скоростью порядка узла. И не знаю, как там эти течения у берега крутит, но утаскивало в море конкретно. Катя и Леша попробовали-попробовали, да страшно им там стало. Пляж около ста метров в ширину, по краям залива скалы и рифы. Утянет — разобьет о скалы.
И мы опять полезли в горы. Катю с доской сдувало, пришлось отобрать у нее ее любимую игрушку. Дороги и тропинки закончились, но что нам они? Мы лезли через кусты, через кактусы, через всякие заросли, пока не подошли к подножью Pigeon Island и не увидели обрыв с бушующим морем внизу. Печалька, топали сюда километров шесть по пересеченной местности, а покататься, похоже, не выйдет. Впрочем, мы знали что с серфингом тут плохо, серферы сюда не ездят, но мы сделали что могли. Ну и доску помочили.
Последний рывок сквозь кусты, агаву и кактусы, и наш неугомонный экипаж уже на смотровой площадке Pigeon Island, куда все нормальные люди приезжают на машине. Перевели дух, поздравили себя с тем, что из всяких подозрительных нор на нашем маршруте никто не вылез, чтобы нас сожрать, достали из рюкзака тепленького пива и рацию.
«„Алабай“, „Алабай“, это яхта „Мур Мур“, яхта „Мур Мур“, прием!» — и рация вдруг ответила нам человеческим голосом. «Алабай» был уже в 15 милях от нас. Ехали под одним гротом, так и не смогли завести новый фал для стакселя. Рассказали им всякое полезное про финиш, поболтали о разном, и потопали назад к машине — скоро же их встречать!
Наш обратный путь пролегал мимо зажиточных особняков. Их здесь не мало, но все какие-то безжизненные. Похоже на дачки иностранцев. В плане архитектуры ничем особо они не выделялись, это вам не русские особняки с колоннадами и львами на крыльце в каком-нибудь аликанте или кипре. Стоят достаточно далеко друг от друга. Тут, наверное, хорошо писателям и музыкантам — тишина, никто не ходит, соседи далеко, машина по дороге раз в час проезжает. Твори себе в удовольствие. Вот так вот отдохнули на пляже — десять километров по горам.
«Алабай» появился в марине уже в темноте. Мы сидели в лодке и слушали их переговоры с финишной линией, а потом со швартовочной командой, иногда влезая в эфир и что-то подсказывая. Ребята из ARC бегали на разные причалы, махали там красным фонарем и показывали, как «Алабаю» идти. «Да, Алексадр, я помню — поставить „Алабай“ на вашем причале, но чуть подальше от вас, чтобы вы круглосуточно вместе не пили. Их место Чарли-27» — сказал мне по рации Доминик из причальной команды.
Шутки шутками, а вот стояли напротив нас веселые португальцы. Собираешься идти спать уже, тут прибегают они, и начинают кричать «Раша! Раша! Водка!» — вылазишь их урезонить, и как же, урезонишь ты этих весельчаков. «Приезжай к нам в Португалию, звони, все вам покажем на южном побережье»! Поболтаешь с ними часок о разном, потом сдашься и выпьешь чего то, а там глядишь — и рассвет уже. Были бы тут португальцы да пермяки, мы бы так вообще от лодки бы дальше, чем на сто метров ни разу не отошли.
Вы думаете, что когда люди приходят после долгого перехода, они падают на колени и целуют землю? Ни разу не видел. Пришли, привязались, и потом только спокойно вышли на причал, получили от организаторов ром и фрукты — и только тогда начались приветствия и веселье.
Дошли они, в общем, не плохо. Ничего серьезного не поломали, парусов не порвали, рулевая только разболталась за сутки до финиша. Баллер на их лодке сверху не имеет подшипника (странно), и перо руля гуляет вместе со всем гельмпортом. Глеб его укреплял, пластины туда металлические привинчивал, стеклоткани клал дополнительные слои, но конструкция принципиально неудачная и требует, похоже, переделки.
Перо руля — это вторая вещь в наших молитвах после мачты. Если мы о чем-то небеса и просим в море, это чтобы с мачтой все было нормально, и с пером руля. Есть, конечно, варианты изготовления временного руля из подсобных материалов. Двери от каюты, пайолы, я даже про Катину доску для серфинга подумывал. Но это все в теории здорово получается.
Поломки в регате, кстати, у многих возникали в совершенно обычных условиях «Интуиция» и «Nothern Child» сломали гики при ветре около 20 узлов и совершенно нормальных нагрузках. Гик со второй лодки я внимательно смотрел, там весь алюминий в каких-то рытвинах на разломе. За 28 лет его съела невидимая глазу внутренняя коррозия. Я так думаю, что это результат электро-химической коррозии, возникающей при соединении металлов с разным потенциалом. Сегодня вы привинтили к алюминиевому гику что-то из нержавайки, и невидимый глазу процесс пошел. Через сколько это выстрелит и в каком месте — неизвестно.
Про электро-химическую коррозию слышали все, что прокладки надо ставить между разными металлами, заклепки только из специального сплава (монель), но хорошей практической статьи на эту тему я не видел. У нас на мачте верхняя оковка спинакер-гика, на уровне краспиц, прикручена болтами из нержавайки, теперь меня это беспокоит. Надо просить любимый журнал «Yachts Russia» разъяснить нам этот вопрос.
Ну, а тем, что собирается пересекать океан на чужой лодке — узнавайте ее возраст. Не ходите на слишком старых. Высока вероятность поломки, которую невозможно заметить при инспекции и предсказать заранее.
…ну, а потом мы все вместе поехали в «Спинакерз-бар». Из бара вернулись в марину, и попали на очередную вечеринку с музыкой. А потом долго-долго сидели на «Алабае» под гитару, немного попели, не смотря на позднее время, и немного выпили. Все русские экипажи на берегу. Гип-гип, ура, ура, ураааа!
Комментарии