Отоспавшись после финиша, 15 числа утром мы рванули в интернет — давненько уже не видели, что там в мире происходит, ну и по вам всем соскучились. Как и следовало ожидать, в мире, если судить по Фейсбуку и нашему любимому городскому порталу «Новый Калининград.Ru», происходит разное нехорошее. Наша фирма, похоже, потеряла деньги в «Инвестбанке» — у самого уважаемого и старого калининградского банка отозвали лицензию. Сотрудников это не коснется, сокрушительного удара по финансовой стабильности наших компаний это не нанесло, но мы не нефть качаем и не на госконтрактах работаем, а трудимся в области информационных технологий, и денежки считать нам приходится, непросто они нам достаются.
Океанский переход выработал в нас некоторую стрессоустойчивость. Узнав, что больше никаких неприятностей с нашими компаниями за время плавания не произошло, даже как-то порадовались. Работаем, зарабатываем, а форс-мажор в наших реалиях — явление плановое.
Еле-еле оторвались от интернета и решили, наконец, выбраться за пределы марины. Не тут-то было! На выходе из понтона мы услышали мощный рев «КААААЛИИИНИИИИНГРААААААД!!!!». Нас приветствовал в полном составе экипаж яхты «Интуиция», финишировавшей часов через двадцать после нас, когда мы уже спали.
Первый их вопрос после жарких приветствий был «КАК ВЫ ДОШЛИ?!!! Мы всю дорогу о вас думали, и очень радовались, видя, что вы идете!». В их экипаже восемь человек. Польский шкипер Агнешка, остальные россияне и украинцы, в том числе двое калининградцев — Анатолий и Алексей Бекасовы, отец и сын. Им пришлось несладко. На второй или третий день они сломали гик. Думали уйти на Острова зеленого мыса на ремонт, но все-таки смогли подремонтироваться в пути и продолжить плавание. Паруса тоже рвали. На подходе к Санта-Лючии, говорят, волна уже пять метров. С волной, может, преувеличили слегка, но яхта «Алабай», которой сегодня должно остаться 300 миль до финиша, рапортует о порывах в 40 узлов. Так что очень возможно. Они очень устали ввосьмером.
Погода сложная всю дистанцию. Мы поймали 42 узла. Пермяки поймали 60 узлов. Португальцы напротив нас (веселые, кстати, очень ребята), тоже поймали 42. Вчера рядом встали англичане, поймали 50. «Интуиция» поймала 50. Шквалы, шквалы, шквалы. Все это не очень укладывается в шаблон «круизное плаванье с попутными ветрами». Круиз — это когда я могу себе позволить банку пива выпить. А мы его почти все на Санта-Лючию привезли.
Те, кто ходил в прошлом году и в предыдущие годы, говорят, что не было такой погоды. Нам всем крепко досталось. Хотя в прошлом году, в первый раз за всю историю ралли с 1986 года, старт был отложен на пару дней. С пассатами на планете что-то происходит, и может быть, через несколько лет переход Атлантики «с пассатами в благоприятное время» перестанет считаться «круизом». Я очень хочу верить, что этого не произойдет.
Я перед походом писал в разделе «Океан и ралли», что переход Атлантики — это не шутка, что бы ни говорили. Случиться может всякое. 10 лет назад в начале декабря, когда сезон тропических штормов и ураганов считается законченным, впервые за сто с лишним лет случился тропический шторм «Питер» с ветром в 60 узлов. Мы готовились к такой ситуации. Пошили штормовые паруса, установили в дополнение к беби-штагу для штормового стакселя еще и отдельный погон для поднятия триселя на мачте. Купили большой плавучий якорь, на случай аварии с мачтой и проблем со штормовыми парусами. Купил три замечательные книги про штормование (одна из них на русском языке, спасибо издательству «Моя планета»), подковался теоретически.
Но я скажу честно, если бы вероятность ветра в 60 узлов была не доли процента, а выше двух-трех — я бы не пошел. Я не считаю свой уровень подготовки адекватным таким погодным условиям. Я не уверен, что малый экипаж с небольшим океанским опытом может безопасно находиться в шторме такой силы продолжительное время.
Те, кто пойдет в следующем году — готовьтесь. Даст Бог, вам повезет, и все вернется на круги своя. Но пока, похоже, каждый год все хуже и хуже. Хоть мой опыт и небольшой, и я предлагаю делать на это поправку, тем не менее, я попробую дать несколько советов:
1. Яхта «Алабай» пишет, что за последний день порвала уже две завал-тали. Я не знаю, как можно порвать хорошую завал-таль, это все попахивает аварией. Не шнурки же от ботинок они на завал-таль пускают. Завал-тали обязательно должны быть правильные, я уже писал об этом. Никаких веревочек на ванты, никаких веревочек на утки на миделе, никаких соплей, никаких узлов. Завал-таль должна идти с нока гика на нос, с носа идти в корму, на корме вы должны иметь возможность быстро ее отдать. Только так. Вы не сможете идти без хлопанья гротом, даже если вы суперрулевой. Ночью, вас слегка уваливает волной, и неожиданно вместе с этим идет порыв с заходом ветра, и добивает следующей волной, взявшейся непонятно откуда — и вы не успеваете реагировать, завал-таль работает. Купите длинные хорошие веревки, чтобы можно было из кокпита, выбрав грот, безопасно отстегнуть завал-таль с одного борта и подстегнуть с другого.
2. Попутные ветра. Тут, наверное, 80% лодок порвало спинакеры. Пришла пока половина флота, и вторая половина, возможно, более осторожная, — и статистика улучшится. А пока так. Шквалит и из чистого неба, шквалит из-под облачков, шквалит из-под тучек. Когда с 16 узлов ветер быстро усиливается до 30, нужно иметь руки на палубе, чтобы быстро, очень быстро убрать большой спинакер. Lucky Lady, пришедшая первой в нашей группе, сломала три (ТРИ!) спинакер-гика. К черту победу такой ценой, этой огромной металлической палкой ведь убить может. Это действительно страшно.
3. Стратегия при сильных попутных ветрах. Как вы пойдете? Мы шли последние три дня с ветром в 20–25 узлов, иногда он стихал до 15, а иногда шквалило за 30. Как вы будете нести паруса в таких условиях? Обычный спинакер слишком большой. Лодка на волне гуляет по курсу градусов на сорок, кренится на волнах тоже градусов на сорок — стаксель один, возможно, стоять нормально не будет. Или с одним гротом — ехать будете медленно, и будет постоянно приводить. А когда вас с попутного ветра в 20 узлов при вашей скорости в 8 узлов вдруг порывом в 30 приводит — ничего приятного вы при этом не чувствуете, а всякое разное в салоне летит на пол. Хорошо бы идти бабочкой, но для этого нужно иметь спинакер-гик, что нынче не модно. Нынче модно иметь генакер. Либо нужен маленький штормовой спинакер, но подумайте, как вы будете его поднимать. Если он болтается на самой верхушке мачты, это не очень хорошо. Если фал длинный, это не очень хорошо. Долго вокруг форштага будете распутывать. Героическая девушка и прекрасный моряк Алеся с «Интуиции» висела в волну полтора часа на штаге, распутывая спинакер. Есть еще женщины в русских селениях!
4. Генакера. Мы несли спинакер, наверное, около двух суток за все время плаванья. Я статистику еще подобью попозже, опубликую. Еще пару суток мы жалели о том, что генакера у нас нет, хотя наш спинакер неплохо работал почти до галфинда. Так что залог хорошего хода в ARC — много разных парусов разных размеров. Благо, их тут никто не считает, не обмеряет, и никаких штрафов или поправок к гандикапу их наличие или отсутствие не дает.
5. Штормование. У вас должна быть стратегия на случай шторма. Писанные или неписанные правила, при каких условиях вы меняете паруса. Мы все надеемся, что эти 35 узлов — это порыв, который затянулся, и который сейчас пройдет. И вы должны знать, как вы будете ставить эти паруса. Возможно, понадобятся дополнительные клавиши, дополнительные крепления на палубе для блочков, дополнительные блочки. Про штормование много написано, читайте.
6. Износ бегучего такелажа. «Алабай» в этом году поменял все веревки на новенькие, точно знаю, сам им часть веревок покупал. У них порвался стаксель-фал, и у них нет героической девушки Алеси, чтобы лезть на высоту в такую волну. Они сейчас идут под одним гротом. Я слышал разное про износ фалов. Кто-то говорит, что океан пожирает фалы. Спинакер-фалы понемногу травят каждый час. Грот и стаксель надо снимать хоть раз в неделю и осматривать. Я лично думаю, что износ во многом зависит от того, кому как повезло с блочками и колечками. У нас вот износа нет. Но на палубе у нас заедает шкивы погона каретки грота, сколько я с ними ни бьюсь. Была бы такая беда на верху мачты — точно бы перетиралось. Контролируйте.
7. Возьмите с собой девушек. Они нередко смелее нас, выносливее, несмотря на хрупкость, делают нас мужественнее и сильнее. Если мы, мужчины, обычно жестки, и достаточно равнодушно относимся к тому, что наш товарищ уже падает и засыпает от усталости — ну падает, знал же, куда шел, я падал восемь часов назад, сейчас его очередь падать. Такая наша доля, такая наша работа, соберись, тряпка. И мы точно так же жестки по отношению к себе. «Соберись, слабак, — говорим мы сами себе, — Держи лодку, команда должна отдыхать, ты ведешь лодку отвратительно, ты не даешь им спать, тебя еще точно хватит на час». То девушки проявляют гораздо больше сочувствия и участия. А это очень важно психологически. Просто знать, что тебе кто-то может и хочет помочь, хотя мы этого никогда им не позволим. Наша Катя вела лодку и в шторм, и в шквалы, и в ливень. Работала не меньше нас с Лешей. Алеся с «Интуиции», говорят, вставала пораньше, чтобы помочь предыдущей вахте, стояла свою, а потом оставалась, чтобы помочь следующей. И, конечно, они лучше нас готовят ;-)
В общем, повезло нам, что хорошо и без поломок дошли. И готовились серьезно мы к Океану, как оказалось, не зря. Есть еще много чего интересного вам рассказать, в голове много всего крутится. Приходят новые люди, новые экипажи, и от каждого узнаешь что-то новое.
Нам, конечно, очень приятно было прийти третьими в дивизионе, но мы знаем, что другие лодки еще могут съесть нас по мото-часам, и поэтому мы не строим особых иллюзий на счет итогового места в таблице и не чувствовали себя победителями.
Но чем больше анализируешь, тем больше понимаешь — мы победили. Результат — это не строчка в таблице. Мы не на дневной гонке в заливе. Результат — что мы пересекли Атлантику безопасно, не рискуя собой и лодкой. Дошли без потерь, поломок и травм в сложных условиях. Втроем. Какое бы место ни было — мы победили.
А тем временем шквалы продолжают проноситься у нас надо головой.
Комментарии