Война перевозчиков: почему Калининград может остаться без частных автобусов

Во вторник вечером калининградские частные автоперевозчики, контролирующие 70 процентов рынка городских перевозок, написали письмо президенту Путину с жалобой на действия городских властей. Мэрия мотивировала свои действия заботой о пассажирах. «Новый Калининград.Ru» выслушал обе стороны конфликта.

Тропа войны

Вступить в открытую конфронтацию с городскими властями руководителей частных транспортных компаний заставила информация о том, что мэрия намерена провести конкурс на пассажирские перевозки до того, как вступит в силу новый закон, регламентирующий эту деятельность.

Действующая в настоящее время маршрутная сеть была разыграна на конкурсе в 2010 году на пятилетний срок. В 2015 году контракты перевозчикам продлили еще на год.

Во вторник вечером транспортников собрали на специальное совещание под руководством Александра Ярошука, на котором частникам (со слов самих частников) откровенно было заявлено, что новый конкурс будет проводиться под муниципальное предприятие «Калининград-ГорТранс». В итоге частники написали письмо президенту Путину. Авторы письма назвали сложившуюся ситуацию «рейдерским захватом», ведущим к монополизации сферы пассажирских перевозок муниципальным предприятием. «Более 5 лет в Калининграде создаются невыносимые условия для работы пассажирского автотранспорта», — говорится в письме. Кроме того, перевозчики пригрозили акциями протеста, вплоть до приостановки движения транспорта.

Генеральный директор компании «БалтАвтоЛайн» Сергей Донских в интервью «Новому Калининграду.Ru» пояснил, что мэрия обещала провести новый конкурс по распределению маршрутов на прозрачных условиях, а сами перевозчики готовились именно к вступлению в силу федерального закона № 220. Закон, как отметил Донских, предполагает возможность заключения контрактов на 5 лет. Этот срок позволит перевозчикам взять кредиты на новые автобусы и постепенно в течение двух лет обновить парк. Кроме того, перевозчики могут воспользоваться программой утилизации и сдать старый транспорт в качестве первоначального взноса для покупки нового. Мэрия же предлагает провести конкурс по старой схеме и заключить контракты на срок 1 год и 7 месяцев, а этот срок не позволит перевозчикам взять долгосрочные кредиты. Донских сказал, что всё, чего хотят транспортники, — чтобы горвласти дождались вступления в силу нового закона и провели конкурс на прозрачных условиях.

«Там все маршруты будут равны, потому что будет расчет по пассажиро-километру либо по почасовой оплате. Тогда не будет гонок, не будет ничего такого, будет расписание… Перевозчики с этим согласны, — рассказал Сергей Донских. — Но сейчас-то горвласти хотят по-старому провести и рассчитывать исходя из количества перевезенных пассажиров. Рентабельные маршруты забрать себе… Вот она — коррупционная составляющая. Как перевозчики выживут? Изначально сейчас создаются такие условия, чтобы перевозчики загнулись за эти полтора года. Перевозчики изначально не успеют купить новые автобусы».

Гендиректора «БалтАвтоЛайна» поддержали и другие частники. Генеральный директор ООО «ВестЛайн» Сергей Макаров подтвердил, что городские власти на встрече вечером во вторник откровенно сказали, что лучшие маршруты намерены отдать муниципальному предприятию. «У нас раньше составлялись лоты по принципу две трети рентабельных маршрутов, треть — нерентабельные. И за счет рентабельных мы кое-как работали и даже обновляли подвижной состав. Мы купили три новых автобуса, причем не в лизинг, за них не надо больше ничего платить, — сказал он. — Сейчас же предлагается выставлять на конкурс 50% рентабельных и 50% нерентабельных маршрутов, то есть даже идти на него нет никакого смысла».

По словам Макарова, предприятие имеет 60 автобусов, все — в собственности. «Мы купили три новых автобуса производства КАМАЗа, они низкопольные. Но нам заявили, что у нас низкий пол не 100%, автобус только на двух дверях — это уже не подходит. Сказали, что кондиционер не той мощности. Когда нам все это озвучили, мы поняли, что нам просто… всё», — сказал он.

Он также отметил, что по новому областному закону автобусы должны быть не старше 15 лет, причем этот пункт начнет действовать с 2020 года. «То есть еще есть пять лет, это разумный срок — в течение него можно будет неподходящее все списать, — добавил он. — Сейчас купить бывшие в употреблении автобусы в Германии вообще нереально. Если покупать автобусы 2007–2008 года выпуска российского производства, то это уже не автобусы».

При этом Макаров заявил, что в течение последних шести лет компания обновляла автобусы. «Если вы возьмете в транспортном отделе мэрии список подвижного состава, который мы выставляли на конкурс в 2005 году, там весь подвижной состав был 1980–1989 годов. Сейчас в списках предприятий — автобусы от 1985 года до 2000 годов. Когда была возможность, мы обновляли парк», — отметил он. По его словам, скорее всего, перевозчики не будут участвовать в новом конкурсе. Замдиректора компании «Анюй» Александр Савостин также подтвердил, что озвученные администрацией условия не устраивают перевозчиков.

Более того, транспортники фактически обвинили горвласти в коррупции, напомнив, что директором «Калининград-ГорТранса» является супруг замглавы администрации Светланы Мухомор. По словам Сергея Донских, муниципальное предприятие убыточно, оно постоянно получает миллионные субсидии из казны. Донских считает, что муниципальное предприятие не может работать так же эффективно, как частное. Более того, по его мнению, бюджет переплачивает за новые автобусы, которые приобретаются для «ГорТранса», и в перспективе возможна схема приватизации предприятия, в которое вкладываются миллионы бюджетных денег.

Сам Анатолий Мухомор в интервью «Новому Калининграду.Ru» назвал эти подозрения полной чушью. Он также отметил, что предприятие работает по прозрачным схемам, платит все налоги и официальную зарплату. Что касается отсутствия прибыльности, это связано с недобросовестной конкуренцией со стороны «частников».

_NEV8364.jpg

«Конечно, у нас выручка упала. Но кто-то же должен ездить по графику. Вот у нас в Космодемьянского есть согласованное расписание, там ходят наши „шестерка“, „пятерка“ и 35-й маршрут. Но чужой автобус почему-то впереди нас идет и собирает всю выручку. Мы идем сзади, и он прекрасно знает об этом. И после этого он говорит, что у нас большие убытки. Ну конечно, у нас убытки, если мы не участвуем в этой битве за пассажира! Нам дали задание ездить так — мы и ездим», — рассказал Мухомор.

Нерегулируемый тариф

В пятницу баталии между городскими властями и частными перевозчиками продолжились на семинаре, посвященном вступлению в силу нового федерального закона № 220. Замглавы администрации Сергей Мельников откровенно заявил, что новый закон может привести к тому, что город вообще останется без общественного транспорта.

«Вот представьте, по новому закону мы объявляем конкурс на городские маршруты. Заявляем в условиях экологический класс „евро-5“. И никто не приходит на этот конкурс, ни один перевозчик. Получается, что конкурс не состоялся. И что делать? Говорить жителям города — идите пешком? — сказал Сергей Мельников. — У нас есть международное соглашение с ФИФА о том, что к 2018 году должна быть система продажи электронных билетов, последний экологический класс автобусов. Но если никто не придет на конкурс, мы срываем исполнение этого соглашения».

По словам Мельникова, условия нового закона требуют отторговывать контракты с перевозчиками на 5 лет и не дают гарантий на обновление автобусного парка. «И опять придут старые автобусы. Мне население скажет: что вы за власти такие, что за идиоты — опять заставляете нас на хламе ездить», — отметил замглавы администрации. По его словам, по этим соображениям городские власти решили сами закупить 140 автобусов к Чемпионату мира по футболу.

Он также отметил, что предложение ввести в Калининграде нерегулируемый, то есть устанавливаемый самими перевозчиками тариф может вызвать социальные проблемы. «Как это будет? У нас автобус „Светлогорск — Калининград“, билет стоит 50 рублей. А когда дождь пошел и все побежали, водитель табличку перевернул, и проезд стал стоить 100 рублей? Так будет? У наших перевозчиков, к сожалению, ни чувства меры, ни совести», — заключил замглавы администрации.

Кстати, тема нерегулируемого тарифа в заявлениях перевозчиков странным образом отсутствует. Дело в том, что новый закон действительно предполагает два вида тарифа. Регулируемый тариф будет распространяться на нерентабельные перевозки по «нехлебным» маршрутам и будет требовать бюджетного субсидирования. Нерегулируемый тариф касается всех остальных маршрутов и будет устанавливаться самими транспортниками. Глава ассоциации перевозчиков Владимир Гренц напомнил, что такая система уже существовала в Калининградской области до 2005 года и действовала, по его мнению, вполне нормально. Десять лет назад тариф стал регулироваться областной службой по тарифам, и начались проблемы. Гренц попытался заверить, что перевозчики не будут задирать цены за проезд и в нерегулируемом тарифе нет ничего плохого.

Однако мэр Калининграда Александр Ярошук, как и его заместитель Сергей Мельников, во время общения с журналистами высказал опасения, что введение нерегулируемого тарифа может закончиться печально.

«Представляете, что здесь будет? Мы видим сейчас, как некоторые товарищи безответственно проводят давление на власть, а вы представляете, они себе начнут устанавливать каждый себе тарифы. Горожане что скажут мне, как руководителю? Почему я не управляю процессом и почему такие цены стали — у одного 30 рублей, у второго 25, у третьего 40. Поэтому мы делаем все логично, понятно, ясно — наша задача самая главная — обеспечить нашим калининградцам хорошие условия перемещения в общественном транспорте и постараться сохранить невысокий тариф», — сказал Ярошук.

По словам мэра, горвласти не хотят пока проводить конкурс на пять лет, потому что еще не разработана новая маршрутная сеть. Поэтому и предлагается разыграть контракты на полтора года. За это время власти намерены установить в транспорте валидаторы — специальное оборудование, которое позволит подсчитать пассажиропоток. И уже после того, как у горвластей будут данные о числе пассажиров на каждом направлении, контракты будут отыгрываться на пятилетний срок. Перевозчики, по словам Ярошука, в течение переходных полутора лет смогут договориться с банками и лизинговыми компаниями и прийти на пятилетний конкурс с новыми автобусами. Он также заверил, что никто не собирается отдавать все маршруты муниципальному предприятию.

Более того, мэр напомнил, что у городских перевозчиков уже было шесть лет на обновление транспорта. «Было время, чтобы поменять подвижной состав, чтобы пойти на конкурс. И кто имеет более современные, более новые автобусы — у них все шансы выиграть маршруты. И обратно сворачивать с той дорожной карты, которую мы для себя прописали, не будем, — сказал мэр. — Я это четко все на встрече во вторник всем объяснил, сказал, что у вас есть шанс — 70% рынка, вы можете участвовать, но правила будут такие, какие мы говорим, а не такие, какие вы хотите оставить. А у них цель одна — оставить все как есть и ничего не менять — не менять подвижной состав, не ставить эти валидаторы, не ставить учетчики пассажиров, не ставить ГЛОНАСС».

При этом «Калининград-ГорТранс» действительно имеет возможность получить «хлебные» маршруты, а это позволит ему начать зарабатывать деньги и постепенно отказаться от бюджетных вливаний.

IMG_7938.jpg

Сухой остаток

Губернатор поручил своему заму Александру Рольбинову встретиться с перевозчиками. Когда пройдет встреча, пока неизвестно.

Мэрия Калининграда долгое время не ставила палки в колеса частным перевозчикам. Это можно объяснить и тем, что часть перевозчиков представлена в городском Совете депутатов — гендиректор «Балтавтолайна» Сергей Донских и «маршрутчик» Владимир Савенко являются народными избранниками. Однако, по всей видимости, многочисленные жалобы жителей на работу общественного транспорта, а также перспектива Чемпионата мира по футболу вынудили горвласти сменить милость на гнев. И мэр Ярошук, и замглавы администрации Сергей Мельников оговаривались, что перевозчики каждый год обещали обновлять транспорт, но обещаний не исполняли. Можно предположить, что горвласти уже просто не верят частникам и их обещаниям заменить транспорт к Чемпионату мира, поэтому и не хотят разыгрывать контракты на пятилетний срок. Ведь расторгать их и проводить новый конкурс перед 2018 годом будет уже поздно.

Противостояние горвластей и перевозчиков достигло высшей точки кипения — транспортники собираются митинговать, а горвласти не намерены идти на попятную. При этом угрозы частных перевозчиков уйти с маршрутов весьма реальны, и в этой ситуации вряд ли «Калининград-ГорТранс» сможет закрыть все городские перевозки. Хоть мэр Ярошук и заявляет о неких договоренностях, которые позволят доставить в область дополнительные автобусы и «закрыть» тему перевозок в течение нескольких недель, пассажирам нужно быть готовыми к возможным перебоям с общественным транспортом.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.