Вечерний @Калининград: как Сергей Донских проиграл автобусную войну

Важные события среды: компании зачинщика зимнего автобусного бунта Сергея Донских пока что не досталось ни выборов, ни маршрутов в новой транспортной сети.

_NVV7638.jpg

Конец автобусной войны

Новая маршрутная схема общественного транспорта в Калининграде неспешными шагами приближается к моменту практической реализации. До финала этого сложного пути дойти суждено не всем; компания депутата горсовета Сергея Донских, организовавшего зимой настоящий бунт, оказалась фактически «отжатой» от раздачи маршрутов.

В целом произошло примерно то, чего боялся владелец компании «БалтАвтоЛайн», когда минувшей зимой начинал войну с мэрией. Большую часть из 32 маршрутов для  автобусов большого и среднего класса получило муниципальное предприятие «Калининград-ГорТранс», которое ранее своих автобусных маршрутов не имело. Восемь маршрутов достались ООО «ВестЛайн 1», шесть — ИП Фомин, по три получили «Зеленоградск-Транс 2» и «Тотем». Компания «БалтАвтоЛайн» в конкурсе участвовала, однако ни одного маршрута не получила.  

Напомним, началось великое автобусное противостояние в декабре 2015 года. Довольно внезапно и безо всяких предупреждений тогдашний глава комиссии горсовета Калининграда по развитию дорожно-транспортного комплекса (он покинул этот пост несколько дней спустя) и гендиректор ООО «БалтАвтоЛайн» Сергей Донских вместе с четырьмя другими руководителями транспортных компаний пожаловались президенту Путину на действия городских властей в сфере пассажирских перевозок. Фактически обвинив мэра города Александра Ярошука в «рейдерском захвате», ведущем к монополизации сферы пассажирских перевозок муниципальным предприятием.

После длительного переругивания с участием оперативно подключившегося к ситуации губернатора Николая Цуканова администрация Калининграда предложила условия нового конкурса по розыгрышу маршрутов для автобусников, основным критерием в котором должен был стать год выпуска автобусов. Конкурс назначили на апрель, однако откладывали несколько раз; городу никак не удавалось приобрести новые автобусы для своего собственного предприятия «Калининград-ГорТранс».

IMG_9087.jpg
«Из жизни марионеток»: как горожанам конфликт мэрии и перевозчиков аукнулся

В среду утром горожан ждал неприятный сюрприз — за ними не приехали автобусы. На маршруты не вышло около 120 единиц общественного транспорта. Для подавляющего большинства калининградцев, несмотря на предупреждения «аж за 10–12 часов», этот коллапс стал полнейшей неожиданностью. Смотреть на транспортные муки горожан безучастно смог бы только камень, так что корреспондент «Нового Калининграда.Ru» этим утром работал не столько журналистом, сколько социальным извозчиком.

В начале марта протестующие автобусники, которым не были продлены договора, пошли на отчаянную меру — вечером 1 марта Сергей Донских заявил, что его автобусы на следующее утро не выйдут на линию. И свою угрозу реализовал. На улицы не вышли около 120 автобусов, в городе приключился небольшой транспортный коллапс, но ожидаемой катастрофы не вышло.

Очко в этой игре осталось на стороне мэрии, которая показала: общественный транспорт в Калининграде может, в общем, существовать и без Сергея Донских и его структур. Тогда же в обиход вошло необычное слово «подкрышники»; так мэр Александр Ярошук называл те компании, которые работают «под крышей» «БалтАвтоЛайна» и которые он пытался переманить на сторону города. Частично ему это удалось.

После этого немногие способные разобраться в хитросплетениях муниципальных закупок и прочей казуистики наслаждались отчаянными попытками города купить, наконец, новые автобусы хоть где-нибудь. Что само по себе было затеей непростой, и осложняло её поведение обиженных поставщиков, регулярно вставлявших чиновникам палки в колёса. Мэр хотел покупать автобусы «МАЗ» на исторической родине, в Белоруссии. Но на конкурсе вперёд пролезли поставщики автобусов марки «Volgabus». Которые, впрочем, ничего толком поставить так и не смогли, зато процесс закупки изрядно затормозили. Окончательно отказаться от закупки «Volgabus» удалось лишь в июле, вслед за этим был объявлен конкурс по раздаче маршрутов. В котором, как отмечал Ярошук, могли принять участие все желающие перевозчики — но по новым критериям.

Как показала практика, к новым критериям компания (или компании) Сергея Донских оказались категорически не готовы. В среду Донских сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что компания обжаловала конкурс в региональном УФАС, подготовила соответствующие заявления в прокуратуру и аппарат уполномоченного по правам предпринимателей России. Однако подтверждающие эти факты документы «БалтАвтоЛайн» пока не предоставил.

Для Донских вообще нынешний год сложно назвать удачным. Его поход на выборы в Госдуму закончился довольно грустно — праймериз он с треском проиграл. После чего, хлопнув дверью, вышел прочь из партии «Единая Россия», которой отдал немало лет своей жизни. 

Донских вознамерился украсить своей персоной партийный список и перечень кандидатов по одномандатным округам от «Партии Роста» и даже утверждал, что глава партии Борис Титов поддержал его затею. Однако с самой партией в Калининградской области всё пока что не слава богу. На этой неделе облизбирком заявил, что свидетельство о государственной регистрации отделения «Партии роста» в Калининградской области не выдавалось. Соответственно, выдвигать кандидатов куда бы то ни было эта политическая структура не может.

Когда и как новая транспортная схема будет реализована в полной мере, не знает, пожалуй, никто. Для этого должен быть завершён ремонт моста Высокого, ведущего на Остров. Из-за него часть маршрутов сейчас изрядно искажена. Плюс нужна какая-то определённость в вопросе трамваев (по крайней мере — убить их окончательно или дать им шанс). Звучит всё довольно радужно, в горсовете обещают, что с 1 августа общественный транспорт в Калининграде по новым маршрутам будет ходить с 6:00 до 24:00.

Как оно будет в реальности, предсказать сложно, да и бессмысленно. Ясно одно: свою угрозу убрать коммерческих перевозчиков с городских линий чиновники выполнили частично — в отношении зачинщиков зимнего бунта. «Я не хочу, чтобы меня держали за одно место», — говорил тогда Александр Ярошук. Возможность недолго подержать мэра за это самое место — всё, что смог получить в этом конфликте Сергей Донских. Да и в целом в нынешнем, весьма сложном для него году.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.