Вечерний @Калининград: право первой школы и коррупция от первого лица

Важные события среды: региональные власти утвердили областную программу строительства школ, Калининград в ней оказался не на первом месте; в возможность скорой победы над коррупцией в России теперь не верят ни жители государства, ни их президент.

110901-8368.jpg

Право первой школы

Региональные власти утвердили областную программу строительства школ стоимостью 4,791 млрд рублей. С 2016 по 2020 год в регионе планируется построить 5 новых школ на 6900 учебных мест.

В 2016 году в России стартовала программа строительства новых школ, рассчитанная до 2020 года. Можно предположить, что она стала логическим продолжением программы строительства детсадов, завершившейся в конце 2015 года. Ведь детям после детсада нужно идти в школы, которые нынче переполнены. Если целью детсадовской программы была ликвидация очереди в детские дошкольные учреждения детей в возрасте от 3 до 7 лет, то строительство школ должно ликвидировать в учебных заведениях вторую смену.

Справедливости ради стоит напомнить, что школы в Калининградской области строились и до этой общероссийской программы — в 2013 году открылись гимназия № 40 на Сельме в Калининграде и школа в Гусеве. До этого были построены школа № 56 на ул. Карамзина в Калининграде, школы в Советске, Зеленоградске и Большом Исаково.

Последние новые школы в регионе — в Краснознаменске и Полесске. В Полесске новое учебное заведение торжественно на тысячу мест открыли в октябре 2014 года. Строительство обошлось бюджету в 700 млн рублей — в среднем по 700 тыс рублей за одно ученическое место. В Краснознаменске школа на 1000 мест открылась в феврале 2015 года, строительство обошлось в 454 млн рублей (454 тыс рублей за одно ученическое место). В этой связи средняя стоимость одного учебного места в рамках новой программы — 694 тыс рублей — кажется и не такой уж заоблачной. 

Более того, министр образования Светлана Трусенева рассказала, что регионы смогут использовать лишь типовые проекты новых школ и удорожание строительства за счет самодеятельных проектов исключено.

Подписанное в конце марта постановление правительства, утверждающее программу строительства школ, претерпело некоторые изменения по сравнению с декабрьским проектом

В первую очередь школа на 1500 мест будет строиться в Гурьевске. Также поменялась очередность калининградских школ. Больше всего не повезло Балтийску — его «перекинули» с 2020 года на 2025, а наполняемость школы снизили с 1500 до 1000 человек. Учитывая, что финансирование в рамках программы предусмотрено пока лишь до 2020 года, перспективы строительства учебного заведения в самом западном городе России весьма туманны.

Однако не стоит забывать, что утвержденное областными властями постановление о строительстве школ может измениться еще несколько раз и очередность строек может быть вновь пересмотрена. Однако прозрачности в этом вопросе, наверное, ждать не стоит. Ведь пока областные власти не только не объяснили, почему несчастный Балтийск отодвинули на далекий 2025 год, но и в принципе официально не обнародовали утвержденную программу.

Отдельное внимание стоит уделить ситуации со строительством школ в Калининграде. Она действительно выглядит сумбурной.  В декабре в проекте программы «Развитие образования» говорилось, что в первую очередь в 2017 году в областном центре планируется начать строительство в Восточном жилом микрорайоне. В новой редакции программы на 2017 год «перекинули» стройку на ул. Рассветной в районе Сельмы. Причем если раньше городские власти рассказывали, что новая школа на Сельме будет рассчитана на 1500 мест, то в окончательном тексте постановления наполняемость увеличена до 1700 мест. Судя по всему, городским властям придется срочно заниматься изменением размеров земельного участка, чтобы они подходили под новые требования. Остается только надеяться, что в районе Рассветной дополнительные квадратные метры пока остались, а не отданы под жилищную застройку.

Сложнее ситуация со второй на очереди калининградской школой в районе ул. Артиллерийской. В утвержденном постановлении наполняемость школы выросла с 1000 мест до 1100 мест. И это при том, что в феврале глава горсовета Андрей Кропоткин сообщил, что изначально предполагалось, что школа будет рассчитана на 825 мест. Потом было принято решение строить учебное заведение на 1 тысячу мест. «Размеры участка не совпадали. <…> Надо смотреть, совпадает ли или надо искать и еще дорезать земельный участок», — сказал Кропоткин. Что будут делать городские власти с задачей увеличить наполняемость школы еще больше, пока остается только гадать.

Напомню, что областные власти не раз в последнее время ставили в укор властям Калининграда, что те не могут найти земельные участки под строительство школ и поликлиник — мол, всю свободную землю горвласти уже успели реализовать под жилищную застройку, а о социальной инфраструктуре для детей, которые будут жить в новых домах, не позаботились. Поэтому Гурьевск и получил право «первой школы».

Ситуация действительно не самая цивилизованная. К примеру, в той же Москве школа и детский сад начинают возводиться чуть ли не в одно время с первыми жилыми домами, закладываемыми в микрорайоне. Всё для людей, как говорится. Более того, в Москве школы и детсады строятся не только за счет бюджета — зачастую инвесторы, застраивающие микрорайоны, берут социальные обязательства на себя. И это не случайно — перспектива появления в том или ином строящемся жилом микрорайоне социальных объектов — школ, детсадов, поликлиник — меняет и спрос на квартиры.

Кстати, по данным заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, за пять лет (с 2011 по 2015 год) инвесторы вложили в строительство объектов образования порядка 22,5 млрд рублей — всего за внебюджетный счет было возведено более 150 объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта. Это четверть из всех введенных учреждений.

В Калининграде в это же время застройщики не только не строят социальные учреждения, перекладывая эту ответственность на бюджет. Но и городские власти при планировании застройки новых микрорайонов — той же ул. Артиллерийской или Аксакова — резервированию земельных участков под школы и поликлиники отводят чуть ли не самое последнее место.

Всё это, увы, лишний раз доказывает, что градостроительная политика в отдельно взятом Калининграде не выдерживает никакой критики. Складывается ощущение, что застройщикам и городским властям совершенно плевать на то, где будут учиться и лечиться дети будущих жителей микрорайонов. Основная же их задача — побыстрее наштамповать квадратные метры и сбыть их покупателям. 

_NVV7624.jpg

Коррупция от первого лица

Мечты некоторых россиян сбываются даже в эпоху нестихающего экономического кризиса. Взять, к примеру, президента России Владимира Путина. Всего лишь на минувшей неделе он пожелал оценивать результат борьбы с коррупцией по результатам социологических опросов. И вот, в среду его желание сбылось — правда, мнение, обнаруженное социологами, оказалось не очень-то в пользу первого лица.

В минувшую пятницу Путин подписал масштабный документ: «Национальный план противодействия коррупции». В нём прописан целый комплекс мер, которые, по идее, призваны предотвратить расхищение бюджетных средств на такие важные затеи, как капитальный ремонт многоквартирных домов, Чемпионат мира по футболу и чего ещё там чиновники в ближайшем будущем придумают. Было там, кстати, место и для средств массовой информации: они должны противодействовать коррупции при помощи своих публикаций. Которые, в свою очередь, будут оценены и по достоинству вознаграждены на специальном конкурсе.

Среди прочего, Путин пожелал провести масштабное социологическое исследование, которое выявило бы, как население руководимого им уже 16-й год государства оценивает успехи в битве с коррупционной гидрой. Впрочем, это дело не скорое; результаты его, согласно «Национальному плану», предполагается донести до главы государства лишь через полтора года, 1 октября 2017 года. Станут ли они достоянием более широких масс населения, неизвестно.

Зато вполне публичными стали в среду результаты другого исследования, проведённого по той же теме «Левада-Центром» в конце февраля среди 1600 жителей 48 регионов России. Из этих материалов следует, что россияне в основной своей массе перестали верить в возможность победы над коррупцией. А также — что возлагают ответственность за победу казнокрадства лично на Владимира Путина.

66 процентов опрошенных заявили, что ответственность за высокий уровень коррупции лежит лично на президенте. Почти столько же, 63 процента, сообщили, что победить коррупцию Путину будет крайне сложно. Потому как это явление «в принципе неискоренимо», а также — оттого что Путин и сам зависит от коррумпированных чиновников. И предположили, что в коррупционные схемы вовлечено подавляющее большинство представителей российской бюрократии.

Стоит отметить, что произошло это до, а не после громкого скандала с «панамскими документами», в ходе которого международный консорциум журналистов опубликовал данные об оффшорных операциях. В них, по данным участвовавших в расследовании масс-медиа, оказались замешанными весьма высокопоставленные российские чиновники. В том числе — как раз те, от которых зависит Владимир Путин. Так что глас народа в данном случае оказался весьма близок к истине.

Впрочем, и сам Путин не очень-то верит в то, что победа над коррупцией близка (возможно, потому, что опубликованные данные «панамских документов» не стали для него новостью). В конце января Путин на заседании антикоррупционного совета назвал «труднодостижимой задачей» яркие победы «на этом поприще». Но подчеркнул, что двигаться надо, как бы сложно это ни было.

«Движение дальше» как нельзя лучше иллюстрируют последние движения в направлении борьбы с коррупцией, осуществляемые калининградскими чиновниками. Речь, конечно, о «Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Калининградской области», который губернатор при помощи коллег разработал и предлагает принять в назидание местным госслужащим. Значительная часть его посвящена именно предотвращению коррупционных проявлений — как конфликтов интересов, так и прямому подкупу чиновников. Однако все пункты, которые вроде как должны помогать реализации надежд Владимира Путина и тех россиян, кто ещё не до конца разуверился в возможности победы над коррупцией, носят в этом кодексе сугубо декларативный характер. Да и весь он оказался, при внимательном рассмотрении, повторяющим до буквы «спущенный» пять лет назад регионам из Москвы и сильно устаревший типовой образец, разработанный Советом по противодействию коррупции при президенте РФ.

В общем, всё в государстве в части борьбы с коррупцией происходит весьма органично: чиновники для галочки осуществляют «антикоррупционные мероприятия», а население и сам президент мало верят в скорые и реальные успехи. Тех же, кто двигается чуть дальше, в частности — в вопросах вывода из страны весьма крупных сумм денег, клеймят провокаторами и исполнителями некоего страшного заказа. Так победим.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.