Прорыв к чемпионату: что происходит с набережной Трибуца

Набережная Трибуца в Калининграде — один из самых дорогих объектов, строившихся к ЧМ-2018. И, пожалуй, самый невезучий. Перечислять все беды, которые её преследовали на протяжении строительства и после сдачи, можно очень долго. Вот и в четверг новый променад снова затопило. Второй раз за год. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» вспомнила, как строилась злосчастная набережная, и попыталась понять, что же с ней всё-таки не так.

В четверг в Калининграде на небольшом пятачке произошло сразу два масштабных события — сначала до конца года закрыли движение по Деревянному мосту (считай, последний простой способ добраться до Острова), а буквально через пару часов в результате аварии на водопроводе под воду ушла многострадальная набережная Трибуца как раз около Деревянного моста.

Помимо географической привязки есть ещё одна вещь, связывающая эти события — ожидаемый Чемпионат мира по футболу. И гранитная набережная, стоившая бюджету около 1 млрд рублей, и поспешный ремонт моста (потому что на реконструкцию денег не хватило, а состояние у исторического объекта уже критическое) — это всё часть подготовки города к ЧМ-2018, до которого осталось чуть меньше 400 дней. И если с мостом уже всё понятно — нет ни времени, ни денег, да ещё как назло реконструкция Высокого моста затянулась, потому что теперь уже бывшему губернатору внезапно потребовался пешеходный тоннель, то с набережной Трибуца совсем другая история. Времени было навалом, деньги тоже были, но всё равно что-то пошло не так. А может, действительно, просто место проклятое, как уже не раз предполагалось. В любом случае городские и областные власти всю дорогу без труда находили виноватых во всех бедах набережной, хотя, возможно, надо было уже обращаться к гадалке и снимать порчу.

0NEV0097.jpg0NEV0098.jpg0NEV0101.jpg0NEV0104.jpg0NEV0105.jpg


С подрядчиками Калининграду не везёт, уверен глава города Александр Ярошук. Он об этом не раз прямо заявлял. Особенно, считает мэр, не везёт с иногородними подрядчиками. «К сожалению, всегда, как только иногородние выигрывают те или иные контракты, не говорю про всех, про некоторых, то всегда имеем проблемы такого плана», — говорил он год назад, когда в очередной раз «поползла» плитка на первой части новой набережной.

«Невезение» началось ещё с аукционов, их результаты дважды отменялись из-за жалоб участников — в декабре 2012 и в феврале 2013. Затем ФАС провела 13 внеплановых проверок в региональном конкурсном агентстве, а к августу 2013-го, снизив цену с 630 млн рублей до 521 млн рублей, контракт получил один из жалобщиков — компания «Мосинжстрой». 900 метров набережной (часть, которая за Второй эстакадой) сначала собирались сдать в начале 2014 года, потом перенесли сдачу на лето из-за перипетий с конкурсом, а затем начались проблемы с выплатами субподрядчику и последовало расторжение контракта с «Мосинжстроем», объявившим о своей ликвидации.

С августа по декабрь 2013 года «Мосинжстрой» получил за свою работу 143 млн рублей, из которых субподрядчику было выплачено всего 45 млн рублей. Когда «Юггазнефтеснаб» получил контракт на 438 млн рублей, набережная была построена на треть. Июльское допсоглашение увеличило сумму контракта до 481 млн рублей.

Упавшее знамя подобрал субподрядчик — новороссийская компания «Юггазнефтеснаб». Сдачу перенесли на февраль 2015 года, а к концу 2014-го конкурс на строительство второго участка набережной (от Деревянного моста до Второй эстакады) получила калининградская компания «БСК».

К марту 2015-го года первая часть Трибуца ещё не была сдана, но выглядела уже не очень хорошо — не было урн, в разгул ушла плитка, потрескались лавки, на гранитных площадках стояли вечные лужи (одна, кстати, по сей день там стоит). Подрядчик, конечно, принялся обещать устранить все недостатки в кратчайшие сроки, на набережную зачастили правительственные и мэрские делегации. А строители начали жаловаться на задержку зарплаты. В апреле из-за финансовых затруднений с «Юггазнефтеснабом», работавшим в качестве субподрядчика на второй очереди объекта, был расторгнут контракт. Однако к маю первую часть всё равно сдали. Хоть как-то. Правда, мэр оценил её на «два» — ну помним, с подрядчиком не повезло. Первые летние ливни также не пошли новой набережной на пользу — к старым лужам добавились новые, ливнёвка не справилась. Власти посовещались и признали — виноват подрядчик, и он по гарантии должен с проблемой разобраться. В октябре 2015 года «Юггазнефтеснаб» объявил о ликвидации.

В марте 2016 года губернатор Николай Цуканов назвал уже сданную часть набережной позорищем. «Смотрите, на набережной Трибуца уже плитка провалилась и лужи стоят, — ругался он. — Просьба огромная, в рамках обязательств заставьте к сезону <всё исправить>, ну позорище — сделали новый объект, а он выглядит уже как старый!»

027d12f24bfe2ca994b4a54a77d09060.jpg

К исправлению брака привлекли калининградских субподрядчиков, которые также трудились на этом объекте. И по сей день на первой части набережной периодически перекладывают плитку, потому что она всё так же периодически проваливается в ад.

Со вторым участком, который строила компания «БСК», вышло чуть лучше — подрядчик клялся и божился, что учтены все ошибки первой части и проблем с водоотведением быть не должно, да и плитка проседать не будет. Да и после сдачи в марте 2016 года выглядела она лучше, чем первая часть — хотя бы обошлось без луж.

Проблемы объявились совсем с другой стороны — сначала накренился многоэтажный дом по соседству. Работы пришлось притормозить, а потом и вовсе менять технологию строительства, чтобы не навредить ещё больше. Дом в итоге расселили окончательно, жителям пообещали дать другие квартиры, а соседние дома на всякий случай решили тоже обследовать. Затем дала крен стела монумента морякам-балтийцам. Власти перекрестились и установили на неё маячки.

А в августе 2016 года рядом с набережной прорвало гарантийный водопровод, и Трибуца ожидаемо затопило. Ликвидацией последствий тогда, по словам пресс-секретаря «Водоканала» Александра Небесихина, занимался подрядчик, прокладывавший водовод в рамках строительства Трибуца. Второй прорыв на той же магистрали, но на другом участке произошёл вечером в четверг — смыло склон, основательно затопило набережную, вода лилась весь вечер. Сейчас устранением утечки занимаются специалисты «Водоканала». Изначально в предприятии заверили, что воду у жильцов соседних домов отключать не будут, однако к пятнице мнение переменили, решив всё-такиотключить несколько домов и школу на период ремонтных работ.

0NEV0118.jpg 0NEV0125.jpg0NEV0126.jpg0NEV0129.jpg


Набережная завалена землёй и камнями, возле огромного провала работает спецтехника и суетятся рабочие «Водоканала» — пытаются докопаться до причин утечки. Устранять последствия, судя по всему, снова придётся подрядчику строительства набережной. Водовод-то всё ещё гарантийный. Комитет архитектуры и строительства также направил на место комиссию, решив разобраться, почему один и тот же водовод прорывает уже второй раз. Кроме того, предстоит оценить ущерб для самой прогулочной зоны после временного превращения в водный каскад. Визуально это сделать сегодня очень тяжело — под слоем грязи набережной не видно, так что до сути снова придётся докапываться.

Винить в проблемах с набережной Трибуца в Калининграде помимо подрядчиков принято ещё проектировщиков — малое количество спусков, отсутствие пандуса возле детской поликлиники, слишком высокие парапеты у воды и слишком низкие у склонов — землю постоянно смывает на променад, узкая велодорожка и так далее. А ещё можно обвинить калининградцев, которые прыгают по скамейкам, воруют светильники и дверцы от щитков, вытаптывают газон и вырывают с корнем деревца.

А можно просто сделать вид, что всё происходящее — в порядке вещей. Ну подумаешь, плитка проваливается, водопровод дважды в год прорывает, объекты капитального строительства дают крен. Со всеми бывает. Ведь всё ради благой цели, всё ради ЧМ-2018. Главное, чтобы до этого момента злосчастная набережная стоимостью почти 1 млрд рублей не провалилась в преисподнюю и не ушла под воду окончательно. А то придётся путеводители переписывать. А это накладно.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»


Комментарии

prealoader
prealoader