Мексиканцы! Свободолюбивый народ. Есть тому немало примеров и в жизни, и в литературе, и в искусстве. Вспомним замечательный рассказ Джека Лондона «Мексиканец». Какой потрясающий образ человека, который, себя не жалея, идет почти на смертный бой ради того, чтобы революция продолжалась. И он побеждает.
Хоакин Мурьета – мексиканец по рождению, по крови, по гордости, по пониманию, как надо драться за свои права, за свое достоинство, за свою любовь....
Легенда о Хоакине существунеет с позапрошлого века.
5 июля 1853 года группа рейнджеров – искателей приключений, охранявших границы и правопорядок на Диком американском Западе, привезла губернатору Калифорнии Джону Биглеру голову одного из самых отъявленных бандитов, Хоакина Мурьеты, и потребовала свое законное вознаграждение в 6 тысяч долларов и деньги были выплачены.
И тем не менее, далеко не все верят, что Гарри Лав, заместитель шерифа Лос-Анджелеса, привез губернатору именно голову Мурьеты. Этот персонаж всегда отличался тем, что про него достоверно неизвестно практически ничего, кроме того, что в округе Калаверас он считался самым отчаянным и самым неуловимым бандитом. Начнем с рождения. По одним источникам, Мурьета был мексиканцем, и, собственно, это вполне логично. В конце концов, Калифорния – это мексиканская земля, отобранная американцам в результате войны. Однако есть сведения о том, что Мурьета мог быть чилийцем, но при этом предпочитал представляться мексиканцем, просто для того, чтобы не выделяться. О его «деятельности», как о бандите, тоже много противоречивых сведений. Одни считают его этаким калифорнийским Робин Гудом и El Patrio, то есть патриотом, мечтающим только о том, как отнять у проклятых гринго то, что по праву принадлежит мексиканцам, и вернуть отнятое беднякам. Другие, и надо сказать, это в основном были американцы, называли его настоящим зверем, который «едет через поселения, вырезая слабых и незащищенных, как будто им овладела мания убийства". Так писала о Мурьете одна местная газета. Стоит отметить, что мы даже не знаем, какие именно из многочисленных преступлений, cовершенных в Калифорнии времен золотой лихорадки, стоит приписать Хоакино Мурьете. Дело в том, что в те времена в Калифорнии действовало как минимум пять банд, главари которых носили имя Хоакин. Другая тогдашняя газета писала: "Имена Хоакинов тесно связаны со всеми преступлениями в округе. Каждое убийство, каждое ограбление теперь приписывается Хоакинам. Любой преступник в наших краях всегда носил это имя!" Вот за этими многочисленными Хоакинами и началась настоящая охота, когда администрация штата, наконец, устав от их похождений, объявила за поимку любого из Хоакинов крупные денежные вознаграждения. Рейнджеры просто как с цепи сорвались. В результате пострадало множество ни в чем не повинных людей, которым не посчастливилось носить имя Хоакин. А судью Хоакина Карильо, полного тезку одного из бандитов, не спас от расправы даже его сан. Но главный приз все же достался Гарри Лаву и его ребятам...То, что именно этот Хоакин стал героем рок-оперы Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакино Мурьеты» логично. Романтика необходима была всегда, а в годы советские, по преимуществу, «застойные», тем более. «Политическая романтика» увлекла Пабло Неруду. И тогда такой герой был необходим. Сегодня Юлий Ким постарался отнестись к этой истории с точки зрения неординарности человеческой личности, придал Хоакино не только национальные черты характера, но и показал невозможность защитить себя и любовь свою иными методами, не прибегая к насилию. Только «зуб за зуб»... Таково общество. Таков его спрос. Таков и ответ. Разумеется, нет у такой жизни счастливого финала. Но есть жизнь, запомнившаяся многим, целым поколениям. Звезда Хоакина Мурьеты будет светить еще долго.
Об этом, вероятно, играют свой дипломный спектакль студенты Калининградского курса РАТИ (Мастерская Народного артиста России Дмитрия Бертмана). Все репетиции прошли при активном участии Художественного руководителя театра Валерия Лысенко, который получил благословение от автора рок-оперы Алексея Рыбникова. Что получилось, судить Вам, уважаемые зрители.
Валерий Петровский