Кино в книжном шкафу

Немецкий информационный фонд
библиотека им. А. П. Чехова
киноклуб FILMAMATEUR
в рамках проекта "Дни Германии в Калининграде"

19 ноября, 18:20

Всеоглич – Всесторонне ограниченная личность
REDUPERS - Die Allseitig reduzierte Persönlichkeit
Режиссер: Хельке Зандер, ч/б, 98 мин., 1977 г.

показ на немецком языке
вход свободный
Адрес: Московский пр. 39

О фильме:

Западный Берлин, 1977 г. : мать-одиночка Эдда Химневски подрабатывает в местных газетах и вскоре убеждается, что «у кухарки нет времени управлять государством». Высказать свое мнение о фотопроекте по Западному Берлину уже представляется ей верхом смелости.

"Большинство женщин работает намного больше, чем мужчины. Они не отступаются от того, что для них важно, несмотря на 60 часов, которые пришлось отработать в другом месте. Эдда упорна, и таких много». Так говорит о своей героине Хельке Зандер, известный режиссер и феминистка, одна из создательниц единственного немецкого феминистского киножурнала «Женщины и кино» («Фрауэн унд фильм»). Роль Эдды Химницки – «всесторонне ограниченной личности» - исполняет сама режиссер.

Фильм, имевший огромный успех на Международном форуме молодого кино в Берлине в 1978 г., - отнюдь не слезливая жалоба на трудную жизнь женщины, которой приходится платить за свою независимость сведением к минимуму жизненных потребностей, политических и личных интересов и планов. Хельке Зандер изображает повседневную жизнь своей замученной героини с иронией, симпатией и достаточной дистанцированностью. Поскольку Эдда воплощает образ жизни большинства современных женщин, у зрительниц могло бы возникнуть искушение самоидентификации с персонажем, однако режиссер не дает фильму уклониться в иллюзию – при помощи комментариев, цитат из литературы и кино, вставки газетных вырезок и радиопередач, а главное – благодаря кадрам Берлина, Стены, мусора, строительных отвалов, граффити. Так фильм о женской судьбе становится фильмом о Берлине, городе, раздираемом противоречиями, как и существование героини, эта жизнь в рассрочку. Жизнь урывками, и все же цельная: «ведь все вещи обладают цельностью, и когда их дробят, они снова становятся цельными – каждая часть отдельно» - цитата из писателя Томаса Браша, в 1976 г. перебравшегося из ГДР на Запад. При этом Хельке Зандер удается так соединить ситуацию разломанного города и сломанную жизнь своей героини, что возникает двойной портрет большой силы и убедительности. Долгие съемки разрушенных домов, мусорных свалок, вновь и вновь попадающей в кадр Стены, и короткие, напряженные эпизоды из повседневной жизни Эдды Химницки не обособлены друг от друга, а остаются в постоянной связи, что не мешает фильму сохранять характер открытости, эксперимента.

В отрывках из радиопередач и фотографиях режиссер иронически комментирует отношения Восточной и Западной Германий: официальные граффити на Западе, неофициальные – на Востоке. Там – государственные женские организации, здесь – движение феминисток; «всесторонне развитая социалистическая личность» в ГДР и «всесторонне ограниченная (капиталистическая) личность» в ФРГ. Эпизодам политической жизни Зандер противопоставляет детали берлинской «среды», посмеивается над эволюцией движения 1968 г., представители которого стали теперь официозом художественного и политического мира. Приемы, которыми режиссер комбинирует срезы актуальной политики и личной жизни, банальное и оригинальное, газетные вырезки и старые фотографии, напоминают «кино-головоломки» Александра Клюге. Однако Зандер, в отличие от Клюге, облегчает зрителю подбор кусочков и решение головоломки и сама прямо комментирует открытую форму своего фильма: "Человек, расспрашивающий другого о его дневнике, должен быть готов к тому, что умолчаний будет больше, чем ответов» - цитата из Кристы Вольф. Литературный стиль этой писательницы, ее «субъективную подлинность», соединение личного опыта и исторических событий, Хельке Зандер переносит в фильм – фильм, спустя полтора десятилетия не утративший актуальности ни по содержанию, ни по форме.

Аннетте Мейхёфер

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Самое читаемое:

[x]