Музыкальный театр на Бассейной представляет спектакль "Жизнь прекрасна!"

19-го и 20-го марта в театре на Бассейной идет спектакль «Жизнь прекрасна!». Не упустите возможность приобщиться к хорошему спектаклю, окунуться в атмосферу недавнего прошлого нашей страны и ощутить, что мы с вами живем в государстве новом, еще молодом...

 

«Ах вы, Сени мои, Сени!...»

 

(Размышления о спектакле «Жизнь прекрасна!» на сцене областного музыкального театра  на Бассейной)

 

Как приятно увидеть на сегодняшней афише классика советского театра. Кто-то ведь считает, что с распадом великого государства, распадается и необходимость в его богатейшем наследии. Впрочем, иногда уроки истории ( которые, как известно, мало кого учат!), все таки дают нам положительный опыт. Я имею ввиду те года новой советской власти, когда со всех сторон раздавалось: «Долой старую культуру! Сбросим Львов Толстых и Вильямов Шекспиров с нашего корабля!». Слава Богу –  тогда не сбросили. И страна духовно богатой осталась. Не сбрасывайте же и сегодня с корабля всё, что создано и сотворено талантами до 90-х прошлого столетия. Можно и нужно сегодня видеть на сцене пьесы Маяковского, Толстого Алексея Константиновича и Николаевича и самого Льва, а также Афиногенова и Штейна, Симонова и Арбузова, Володина и Булгакова... Да всех не перечислишь, ибо это целая вселенная под названием  даже не советский, а русский театр!

Когда видишь на афише имя драматурга с такой неоднозначной  судьбой, о которой, зачастую, зритель и не подозревает: в школах не проходили, в институтах – мельком, может быть, то надеешься, что откроешь для себя нечто новое. По тому, случается это или нет, и судишь иногда о пользе такого события, как премьера...  

«Пьеса Эрдмана исчезла с советской сцены на 50 лет. В ноябре 1982-го она мелькнула на афише Театра сатиры (поставить «Самоубийцу» было заветной мечтой Валентина Плучека) и была быстро снята с репертуара. Спектакль восстановили уже в горбачевские годы, в 1987-м, с тех пор пьеса пошла широко, но все как-то по неискусным рукам. В 1990 году «Самоубийцу» поставил вернувшийся в страну Юрий Любимов. Еще бы: Николай Робертович Эрдман был старшим другом «Таганки» с самого ее рождения. Спектакль не удался. Пьеса онемела еще больше...» Так писал о жизни пьесы Николая Эрдмана один из ведущих театральных критиков России  Александр Соколянский в статье «Отчего не застрелился Подсекальников?» в декабре 2005 года..

За эти годы немало было попыток поставить эту пьесу, поставить по-своему, разумеется. Обогатилась ли пьеса этими попытками или, напротив, обеднела, судить некому: автор, а только он и мог бы это оценить, ушел из жизни. Нам остается только высказывать свое мнение ( не бесспорное, конечно!).

В смысле историографии «Самоубийцы» Эрдмана, постановка Анны Трифоновой в театре на Бассейной - несомненно событие. Во-первых, то что режиссер выбрала именно эту пьесу, уже интересно. Анна Трифонова - режиссер первой волны искусства Новой России: она выпускница РАТИ 97-го года. Она только 20 лет прожила в СССР. Каков её  взгляд на советскую драматургию, на советскую бытность. И это ли главное в ее проекте?

Однажды Георгия Александровича Товстоногова, великого театрального режиссера, спросили: как вы относитесь к двойным составам в своих спектаклях? На что Мастер ответил: отрицательно. И добавил: это должны быть разные спектакли. Думаю, что именно этим, в частности, может объясняться  своеобразный интерес зрителей к новому спектаклю на Бассейной.  Анна Трифонова поставила спектакль в двух  актерских составах. А на поверку оказалось, что  это не просто дублеры, а два  равноправных спектакля..Разумеется,  они по-сути своей одинаковы: и главное - по идее и её реализации. Но они разные, благодаря  актерскому исполнению. Разные и, что важно – оба хороши. Вот почему администрацию театра уже не удивляет, когда спрашивают: кто сегодня играет Подсекальникова (главный герой) - Сапачёв или Макеев? А Клеопатру? Кузнецова или Альфер? А Скубика? Памбукиди или Макаревич? И так далее, и тому подобное. Это прекрасно, уважаемые зрители. У вас есть возможность не один раз, а минимум два, получить удовольствие от спектакля «Жизнь прекрасна!». Да, во второй раз вы уже будете знать сюжет, но сможете следить за тонкостями актерского дарования, а это одно из самых сильных ощущений.

Вернемся к Эрдману. Вряд ли стоит отрицать, что драматургия Николая Робертовича органично вошла в классику советской драматургии, хотя долгое время  бойкотировалась притеатральным чиновничеством. Она стоит в ряду таких имен, как Вишневский, Погодин, Афиногенов, Бабель, Булгаков и многие другие.. К чему я это упоминаю? Да к тому, что классика потому ею и является, что говорит о ценностях вечных и проблемах вечных. В данном случае, вослед многим классикам, Николай Робертович заинтересовался жизнью «маленького человека». Что есть с нашей, обывательской, точки зрения понятие «маленький человек»? Наверное, это человек ни при чинах высоких, ни при должностях, а стало быть, безо всякого влияния на общество или на кого-либо даже из «главных» в нашей  повседневной жизни распорядителей, таких, к примеру, как служители ЖЭКа.  Да, таков Сеня Подсекальников, человек безработный не по-собственному желанию. Человек крайне совестливый, озабоченный своим положением. Но при этом дал же Бог Сенечке еще и талант фантазировать, осмыслять свое будущее и строить планы. Нет, Сенечка не Манилов, хотя  и ничто маниловское ему не чуждо. В спектакле Анны Трифоновой, как я уже упоминал, Сенечку Подсекальникова играют два актера: Станислав Сапачёв и Антон Макеев. В чем их сходство и в чем разница? Сходство в том, что играют они своего героя ярко, выпукло, рельефно. Да мало ли какие эпитеты употребить можно, говоря об их игре! Оценивать вам, уважаемые, которые смотрели или смотреть спектакли будут. Я лишь хочу сказать, что при довольно высоком качестве мастерства в Станиславе Сапачеве-Подскальникове мы видим вполне интеллигентного, склонного к философии человека, которому не везёт временно. И верит он, что повезти может и должно. И, как человек волне интеллигентный, не привыкший к публичности и всеобщему вниманию, отказать в самоубийстве ради кого-то или чего-то, не в силах. Разумеется, в общении  с миром лицемерности и продажности Сапачев-Подсекальников и прозревает, и наглеет, и теряется, и обретает понимание ценности самой жизни и себя самого. Весь этот процесс актер проживает виртуозно. Что касается Сенечки Подсекальникова в исполнении Антона Макеева, это особая статья. Актер прежде не бы избалован ролями,тем более – главными. Эта работа для Антона Макеева, видимо, была как самоиспытание на верность избранной им профессии. Во всяком случае, ощущается, что актер отдает всего себя и роли, и зрителю, открывая свои лучшие человеческие черты и актерскую одаренность. А разница Подскальникова-Макеева от Сенечки Сапачева в том, что Макеевский Сеня сродни Шукшинским «чудикам», на которых, как известно, и держится мир. Он открыт миру. Он не нудит и не жалуется на судьбу,он хранит в душе фантазии о том, как жизнь свою устроить. Ну не таран его Сенечка. Не может он пробить этот мир рвачества и наживы. Он даже словно пьянеет от открывшихся возможностей. Нет, не от водки это, как может показаться, опьянение от свободы, которая наступает оказывается «за тридцать минут до смерти....» Есть моменты, когда могут слезы навернуться, если актер чуть-чуть «надавит» на наши эмоции. Хорошо, что актеры ( и Макеев, и Сапачев) этого не делают: они остаются в рамках жанра. И это грамотно.

Почти все актеры и актрисы в спектакле Трифоновой играют по две роли. Две жены Подскальникова ( Светлана Цыганчикова и Анастасия Макеева ), две тещи ( Юлия Домаш и Наталья Хасанова ), Маргарита Пересветова ( Елена Мочалова и Юлия Домаш), Аристарх Гранд-Скубик ( Федор Памбукиди и Евгений Макаревич), Клеопатра Максимовна (Елена Альфер и Галина Кузнецова ), Раиса Филипповна ( Елена Альфер, Галина Кузнецова и Ирина Абрамова ), А Антон Арнтгольц играет в одном спектакле две роли сразу – Калабушкина и Олега Леонидовича. Нельзя не отметить, что все вышеперечисленные актрисы  сыграли отлично и жанрово точно обе свои роли.

Этот спектакль для всех настоящая школа мастерства. Возьмем жен Сени Подсекальникова. Светлана Цыганчикова. Все в ее героине сыграно многоцветно, как многоцветно на палитре художника. Здесь и чуть преувеличнные реакции на обстоятельства, как требует комедия, здесь и умение ритмически переменчиво вести диалог, и в каких-то крупицах характера показать целую судьбу таких российских жен, «лошадей, загнанных обстоятельствами».Анастасия Макеева – актриса более пастельных красок, ей не свойственна резкость во взаимоотношениях с мужем. Она почти целиком маменькина дочка, иногда взбрыкивающая, но плывущая по жизни по воле случая. Две тещи.  Актрису Юлию Домаш мы знаем по многим сыгранным ею. ролям. И всегда это точно найденный характер. Точно выбраные средства воплощения характера. Не исключение и новый спектакль. Эксцентрически заряженная жизнью женщина, знающая всё и вся обо всех, насквозь видящая дочь и зятя и вместе с тем, как бы н прочь зависнуть в мечтаниях о лучшей жизни. Наталья Хасанова-теща это персонаж, в руках которого семья Подсекальникова находится под постоянным присмотром. Образ пластично выстроенный не только физически, но и драматически: все проявления характера здесь видны и, главное, внятны и  понятны.

Маргариты Пересветовы весьма разны даже фактурно. Елена Мочалова – это элегантный каток! Любого элегантно закатает в асфальт. Столько в ней неизжитой энергии, страсти, рока и порока одновременно. Образ классической женщины периода Нэпа. Как с картинки журналов тех лет. Юлия Домаш. полная противоположность Мочаловой по фактуре, противоположна и по букету приспособлений в характере своей Маргариты. Здесь важна не знойность анатомического строения фигуры, а тонкое умение очаровать, приблизить и пообещать многое... Бедный Калабушкин! Как им сопротивляться, таким активным и возбуждающим!

Клеопатры Максимовны – Просто отдельная история. А в данном случае даже две. Галина Кузнецова – этакая смесь сошедшей с обложки журнала красотки, которой стала «рыбачка Соня» из знаменитой песни. Одесский «гумор» остался, а над остальным потрудился  визажист, этакий местный Зверев. Весь персонаж песня и танец. Этакое пластическое обольщение: льются слова, струятся по телу Подсекальникова руки, ноги и все «выдающиеся места» фигуры Клеопатры Максимовны!  Елена Альфер играет свою героиню на пределе  ритма и страсти. Все это, разумеется, наигранно. Но для того, чтобы наиграть, надо обладать умением играть. Яркое, бурное действо. Ураган уговоров, обниманий и возбуждения желаний в предмете своей цели, и все это делается актрисой легко ( так кажется!) и на едином дыхании.

Раисы Филипповны в исполнении Елены Альфер и Ирины Абрамовой различны и по темпераменту и как бы по классовой принадлежности и сущности. Елена Альфер этакая хабалистая с таким же напором и умением влезть своим носом и мегабедрами в любую ситуацию.Узнаваемая дамочка!

Ирина Абрамова менее хамовата. Но весьма выразительна. И очень напоминает дам из профсоюзов и райкомов прошлого века, дам, которые  всегда одним видом своим показывали, что за ними стоит, ух какая сила: государство.

Необходимо отметить очень важного персонажа, представляющего русскую интеллигенцию -Аристарха Гранд-Скубика. Его играют два актера. Федор Памбукиди и Евгений Макаревич. Как удачно, что они совершенно разные. Ибо именно сочетание их в итоге и представят истинное лицо интелигенции того времени да и этого, наверно, тоже. Федор Памбукиди играет своего интеллигента четкими ритмическими мазками. Он играет роль, как будто танцует степ  (что умет, на самом деле!). Это непрекращающийся поток слов, это живая декларация, это плакат, это образ интеллигента митингового. Агитирующего. Призывающего. Не оставляющего своей жертве выбора. Евгений Макаревич играет интеллигента более опасного. Это человек, который въедливыми вопросами и аргументами разрушает все понятия своего собеседника. Он умен. Начитан. Цитатолюб. И разрушителен. А победительно лицемерны оба актера. И это прекрасно движет действие спектакля. Антон Арнтгольц удивительно гармоничен в обеих своих ролях. И в Калабушкине ( у кого таких соседей не бывало, тот не знает, что такое соседи) и в Олеге Леонидовиче. Так артистично выстроены и внешне и внутренне образы. И только одно их объединяет: безволие под натиском женской воли и красоты.

Хороши, точны и незабываемы все персонажи: Елпидий (Олег Синицын), Пугачев (Алексей Зиняков), Виктор Викторович (Михаил Шевяков), Теодор Гуго Шульц (Станислав Коробейников) , Егорушка (Илья Рихтер) и все, все, все... Главная благодарность всем заключается, на мой взгляд, в том , что в спектакле, как в огромном пазле: если не хватает мельчайшей детали ( актерской индивидуальности в нашем случае), то картины полной не будет. То же можно сказать о музыке, сочиненной Константином Белоноговым.: без неё ни настроя, ни атмосферы, а отсюда и понимания сути не было бы.

Благодаря театр и всех, кто имеет отношение к театру вообще и спектаклю,в частности, хочется поздравить всех с наступающим Международным Днем Театра и пожелать всем жить, творить, побеждать и уж тем «добра наживать!».

Валерий Петровский

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Самое читаемое:

[x]